Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Пятница
19.04.2024
02:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2011 » Май » 15 » ЧЕРЕЗ БАЙДАРЫ В БЕЛЫЙ ГОРОД
07:13
ЧЕРЕЗ БАЙДАРЫ В БЕЛЫЙ ГОРОД


Дорога вьется. Заросли, долины... Пылает день безоблачный и ярый. Идем без отдыха дорогой длинной, И вот внезапно слышу я: Байдары! Смотрю - ворота... Две скалы пустынных, А дальше? Дальше... Или это чары?!
Леся Украинка

Как звенит тишина? Городскому жителю это ощущение непонятно и очень часто вообще неизвестно. А если добавить к этому кристально чистый горный воздух. И пение птиц на рассвете, перебиваемое только нежными звуками журчания горного ручья.

АТЛАНТИКА – детский оздоровительный комплекс находится в Байдарской долине всего в пятидесяти километрах от Севастополя. Но это уже совсем другой, загадочный и чарующий мир. Грех было не воспользоваться возможностью хотя бы на несколько дней вырваться с удушающих объятий городского шума и суеты.

Ведь лагерь расположен на высоте 400 метров над уровнем моря. Он раскинулся на площади в 12 гектаров в окружении соснового бора и можжевеловой рощи. Конечно, сейчас деревья только начинают распускать свою листву. Можно только представить, что будет здесь через две – три недели!

Неожиданный сюрприз, – на Севастополь отправляется служебная машина. И там даже есть свободное место и главное, желание захватить попутчика. Так что пять минут на сборы и в дорогу. Ведь гостеприимные хозяева с компании «Черномор-Тур» вдобавок предложили совершить небольшую экскурсию.

И уже через несколько минут перед взором раскрывается панорама Чернореченского водохранилища. Это крупнейший пресноводный водоем в окрестностях Севастополя. Он же является и основным городским поильцем. Поселок Орлиное, бывшие Байдары дал имя всей долине. За ним дорога ныряет в леса, раскинувшиеся по склонам гор.

Часто встречающиеся оборудованные родники свидетельствуют, что это то самое старое автомобильное шоссе Ялта – Севастополь, строившееся с 1837 по 1848 годы по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова. Именно из-за его извилистого характера в конце прошлого века была проведена новая, более широкая и главное прямая дорога. Но, перевал Байдарские ворота по-прежнему рабочий. Мало того, превратился в своеобразную туристическую Мекку. Если быть более точными, то перевал находится между горой Чху-Баир (705 м) на востоке и Челеби (657 м) на западе.

Сооружением дороги занимались военные строители, русские солдаты. Строительные работы неоднократно прерывались, сопровождались человеческими жертвами. Но все-таки, не смотря ни на что, дорога была построена. В память об окончании строительства в 1848 году по проекту архитектора К.И.Эшлимана в верхней точке на высоте 503 метра над уровнем моря была воздвигнута сохранившаяся до нашего времени каменная арка в виде античного портика — Байдарские ворота, своеобразный «парадный» вход на Южнобережье.

До 1917 года и в 20-е - 30-е годы прошлого века у Байдарских ворот имелись две гостиницы. Первая – слева от ворот, вторая – за воротами, вправо от них над обрывом скалы. Здесь же находилась почтовая станция с комнатой для проезжающих. Рядом был построен отдельный павильон-ресторан. Сегодня на этом месте стоит известный ресторан «Шалаш».

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на море и на знаменитую Форосскую церковь, словно парящую на высоте 400 метров над морем. Интересна ее история, о чем свидетельствует памятная доска. Надпись на бронзе гласит: «Церковь Воскресения Христова возведена московским купцом первой гильдии Кузнецовым в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи при крушении в 1988 г. Поезда во время следования из Крыма в Петербург».

Также с появлением церкви на Красной скале связано и множество легенд. Одна из них повествует о том, что однажды юная дочь купца Кузнецова каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились. После стремительного спуска они словно замерли перед красотой, открывшейся перед ними. В честь чудесного спасения и была построена церковь.

Храм сооружен по проекту архитектора академика Н.М.Чагина и освящен 4 октября 1892 года. Рядом, за сувенирными киосками начинается извилистый спуск старой дороги. Только почему-то вход на него перегорожен железными воротами. Но разве туристов это может остановить. Мало того, от Байдарских ворот, расположенных вверху на горе проложили тропу. Это уже для настоящих экстремалов.

Двухъярусная возведенная в смешанном византийско-русском стиле церковь, несет по бокам и в центре девять разной величины колоколов. При строительстве применялась особая техника кладки плоского кирпича – плинфы. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, при этом попеременно чередовались ряды красного кирпича и желтого камня.

Стены облицованы белым инкерманским камнем. На входе узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней. Колонны с резными капителями, панели и подоконники выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати.

Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы. Одно из центральных мест занимало полотно А. И. Корзухина с изображением Христа Спасителя. Иконы «Рождества Христова», «Воскресение», «Божья матерь» принадлежали кисти К. Маковского. Над росписью интерьеров храма также работали такие мастера как Н. Е. Сверчков и другие. Стены храма были расписаны византийским орнаментом, который, к сожалению не сохранились.

Крутой извилистый спуск выводит на современное шоссе между Севастополем и Ялтой проложенное намного ниже через Ласпинский перевал. Строительство этой дороги базировалось на материалах крымских изысканий известного инженера и писателя Н.Г. Гарина-Михайловского, проведенных еще в 1903 году. Тогда проводились проектные работы по строительству южнобережной электрической железной дороги связывавшей Ялту с Севастополем. 

Экспедицией было разработано 22 варианта трассы. Но, начавшаяся русско-японская война и смерть Н. Г. Гарина-Михайловского помешали строительству. Благодарные потомки на скальном выступе горы, установили мемориальную доску и барельеф с портретом ученого. В 2003 году прямо у дороги в честь 2000-летия Рождества Христова была сооружена часовня, главным архитектором которой являлся Г.С. Григорьянц.

Сюда на скалу Гарина-Михайловского приезжают молодожены Севастополя. Ведь мало кто знает, что Николай Георгиевич помимо всего прочего вырастил 11 родных и троих приемных детей. А со смотровой площадки открывается замечательный вид на бухты Батилиман и Ласпи. Кстати, за сухость климата и защищённость от ветров эти места называют еще крымской Африкой.

Но окрестные территории являются уже частью, если можно так сказать Большого Севастополя по аналогии с Большой Ялтой. За перевалом открываются просторы Балакловской долины, называемой еще долиной смерти. Здесь 13 (25) октября 1854 года состоялось сражение ставшее, к сожалению, единственным удачным боем русской полевой армии на Крымском театре Восточной войны.

Недалеко от дороги виднеется памятный знак, установленный англичанами в 1856 году. Здесь же находится английское кладбище, которое в 1945 году после Ялтинской конференции посещал Уинстон Черчилль. А вокруг раскинулись поля агрофирмы «Золотая балка». Специалисты говорят, что здесь природа создала прямо таки уникальные условия для выращивания винограда. Ведь не зря эту местность называют Крымская Шампань.

Когда-то секретный стратегический «Объект № 825 ГТС» размещается на западном берегу Балаклавской бухты в недрах горы Таврос на глубине свыше сотни метров. При его строительстве было извлечено более 200000 кубометров камня. В результате внутри скалы был построен сквозной 500-метровый морской канал и свыше 5 километров штолен, где размещались: командный пункт, сухой док, ремонтный цех, арсенал с боеголовками торпедных аппаратов и ракет, хранилища, топливные склады другие вспомогательные помещения. Размеры этого сооружения позволяли вводить под гору одновременно семь подводных лодок. Вход закрывался «дверями», каждая из створок которых имела вес 120 тон. База в случае атомной атаки могла выдержать прямое попадание ядерной бомбы.

Всего каких-то лет двадцать назад постороннему человеку нельзя было даже приблизиться к границам Балаклавы. Сегодня же здесь находится филиал центрального музея Вооруженных Сил Украины. Из мрака подземелий тянет сыростью. Размеры центральной штольни позволяют разместить в ней целый железнодорожный состав. В стороны идут ответвления.

Сухой док сейчас заполнен водой. Через подземный канал переброшен мостик, по которому проходим в святая святых – хранилище ядерных боеголовок. На рельсовом пути стоит вагонетка, с помощью которой снаряженные торпеды подвозили для погрузки на подводную лодку. В одном из служебных помещений выставлена экспозиция военно-морского вооружения, как старых, так и современных образцов. Наконец выход на поверхность. После всего увиденного тихая гладь Балаклавской бухты просто поражает своим контрастом.

Прыжок через хребет Сапун горы и вот уже микроавтобус катится по улицам Севастополя. Несколько минут слалома по каким-то известным только опытным водителям переулкам и за окном уже виднеется железнодорожный вокзал. Именно сюда приезжают гости. И прямо с этого места начинаются многие экскурсии.

| Теги: Украина, Севастополь, Черномор-тур, Балаклава, атлантика, Байдарские ворота | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0