Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Пятница
19.04.2024
07:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2011 » Сентябрь » 4 » Десять шокирующих исторических традиций и явлений
00:13
Десять шокирующих исторических традиций и явлений


Просто удивительно, как изменились взгляды человечества только за последние пятьдесят лет. 

До повсеместного распространения достижений современной медицины и психиатрической науки человек подвергался чудовищным процедурам и становился жертвой шокирующих суеверий. За последние пятьсот лет общество прошло испытание многими странными политическими доктринами, и некоторые из них до сих пор приняты в отдаленных уголках планеты.

Власти проводили чудовищную политику, насаждали ужасные по меркам современного просвещенного человека законы и традиции. Медицинские практики, от которых волосы встают дыбом, были в порядке вещей. Сегодня мы смотрим на эти исторические явления со стыдом и отвращением, удивляясь, как наши предки могли додуматься до такого. Многие из явлений в этом списке появились во времена расовой и половой дискриминации, когда нормы поведения в обществе существенно отличались от принятых сегодня.

10. Продажа жены в Англии

В темные времена средневековья женщина полностью и беспрекословно подчинялась мужчине, была совершенно бесправна и не могла защитить себя. В Англии эта ситуация была доведена до абсурда: вступая в брак, женщина переставала быть человеком (физическим лицом) перед лицом закона, переходя под полную опеку мужа. Это состояние известно в английском праве как ковертюра (статус замужней женщины). Обычай продажи жены начал формироваться еще в конце XVII века, и к середине XVIII вошел в широкую практику. Английский судья Уильям Блэкстон писал в 1753 году: «Само бытие или правовое существование женщины приостанавливается в период брака, или оно объединено и включено в ее мужа, под чьим крылом, защитой и прикрытием она выполняет все». Замужние женщины не могли владеть имуществом и были, по сути, сами собственностью своих мужей. Неизвестно, откуда берет начало ритуальный обычай продажи жены на публичных торгах, но, вероятно, это произошло в конце XVII века. В ноябре 1692 «Джон, сын Нафана Уайтхауса, в Типтоне, продал свою жену господину Брасергердлу», хотя способ этой продажи не описан. В большинстве свидетельств указывается, что о продаже сообщалось заранее, возможно, путем объявления в местной газете.

Как правило, действо проводилось в форме аукциона, нередко на местном рынке, куда жену приводили на веревке, обвязанной вокруг ее шеи, руки или талии. Женщину выводили на видное место и продавали тому, кто предложит наиболее высокую цену. После завершения торгов она отправлялась домой с новым хозяином, то есть мужем. Практика продажи жены была широко распространена в XVIII и XIX веках, ведь для мужчины это был практически единственный способ расторжения неудачного брака, к тому же, выгодный.

В большинстве случаев речь о разводе даже не шла. Это было неслыханное дело, особенно среди простолюдинов. Так, в 1690 году был введен в действие закон, согласно которому супружеская пара должна была ни много, ни мало подавать прошение о разводе в парламент. Понятно, что эта процедура требовала немалых денежных и временных затрат. Поскольку традиция продавать жену не была закреплена в английском законодательстве, эта практика преследовалась законом, особенно со второй половины XIX века, впрочем, без особого рвения. Следует также заметить, что в XIX веке были зафиксированы случаи сопротивления со стороны продаваемых жен. О подобных случаях в XVII или XVIII веке неизвестно.

В редких случаях жена сама просила продать ее, договаривалась с другим мужчиной (необязательно с любовником), чтобы он ее выкупил, и давала ему на это деньги. Варварская традиция продавать жену сохранилась в некоторых регионах вплоть до начала ХХ века. Так, в 1913 году жительница Лидса (Великобритания) обратилась в полицию с жалобой на мужа - он продал ее одному из своих приятелей за 1 фунт. Это один из последних зафиксированных случаев продажи жены в Англии. Сегодня в Великобритании можно развестись, не выходя из дома - нужно только зайти на один из многочисленных веб-сайтов, предоставляющих подобные услуги.

9. Клизма с табачным дымом

Клизма с табачным дымом - медицинская процедура, широко распространенная в западной медицине в конце XIX - начале ХХ века. Лечебный эффект достигался за счет введения табачного дыма в прямую кишку пациента с помощью клизмы. Целебные свойства табака были признаны медициной практически немедленно после ввоза его из Нового Света. Табачный дым широко применялся передовыми деятелями западной медицины для лечения множества недугов и расстройств, в том числе головных болей, болезней органов дыхания, болей в животе, простуды и сонливости. Идея применить табачный дым с клизмой была позаимствована у североамериканских индейцев.

Считалось, что клизма с табачным дымом позволяет излечить боль в кишечнике, а также откачать и восстановить дыхание утопающего. Во многих медицинских журналах того времени широко обсуждалась стимуляция дыхания посредством введения табачного дыма в прямую кишку. Более того, к концу XIX века клизмы с табачным дымом прочно вошли в западноевропейскую медицинскую практику. Гуманитарные общества приравнивали эту процедуру к искусственному дыханию, то есть если человек переставал дышать, ему в срочном порядке запихивали в анальное отверстие трубку и накачивали табачным дымом. А еще клизмы с табачным дымом использовались для лечения грыжи. При этом дым смешивали с другими субстанциями, такими как куриный бульон.

Согласно свидетельству, датированному 1835 годом, клизмы с табачным дымом использовались даже для лечения холеры «на стадии коллапса», причем успешно. Критика этого «универсального метода лечения всех болезней» появилась еще в XVII веке, когда король Англии Джеймс I публично отказался от такого лечения. В 1811 году английский ученый Бенджамин Броуди продемонстрировал, что никотин - основной активный элемент табачного дыма - очень вреден для сердца и даже может остановить кровоток у животных. Сообщение Броуди окончательно подорвало доверие к этому методу лечения и привело к тому, что клизмы с табачным дымом стали все реже использоваться в медицинской практике. К середине XIX столетия только небольшая группа врачей предлагала такой способ лечения.

8. Тест на беременность с помощью... кроликов

Любая женщина хотела бы узнать о собственной беременности как можно раньше, чтобы иметь возможность физически и морально подготовиться к родам, своевременно отказаться от вредных привычек, бросить пить и курить. Нетрудно представить, что за всю историю человечества было изобретено немало способов определения беременности, и многие из них покажутся современному просвещенному человеку дикими. Так, в Древней Греции и Египте для выявления беременности использовали зерна пшеницы и ячменя. Результат считался положительным, если после контакта с женской мочой хоть одно зерно прорастет. Гиппократ же предполагал, что если женщина выпьет на ночь воды с медом и через время почувствует судороги в животе, значит, есть вероятность того, что она беременна.

Во времена Средневековья многие ученые проверяли, беременна женщина, или нет, с помощью уриноскопии - совершенно неэффективного метода исследования мочи. Главный прорыв в развитии тестов на беременность произошел в 1928 году, когда два немецких гинеколога, Зелмар Ашхейм и Бернхард Зондек, начали эксперименты с гормоном под названием хорионический гонадотропин человека (ХГЧ). До этого думали, что он производится гипофизарной железой, а в 1930 году было доказано, что ХГЧ производится плацентой. Это открытие имело жизненно важное значение для развития современных методов определения беременности, которые полагаются в большой степени на уровень ХГЧ как ранний маркер беременности.

В 1927 году Зондек и Ашхейм разработали тест на беременность с помощью кролика. Тест состоял в  том, что женскую мочу вводили крольчихе. Через пару дней крольчиху исследовали. Если яичники крольчихи отреагировали на мочу женщины, значит, ХГЧ присутствовал, и женщина была беременна. Тест был успешным новшеством, и он позволял точно обнаружить беременность. «Кроличий» тест широко применялся вплоть до 1950 года. Всех кроликов, которые использовались в программе, исследовали хирургическим путем и после операции они погибали. Эту процедуру можно было выполнить, не убив крольчиху, но врачи не хотели лишних хлопот и расходов. Современная наука далека от варварского использования живых животных в тестах на беременность, но «кроличий» тест считается важным этапом в развитии медицины.

7. Успокоительный сироп миссис Винслоу

В XIX-XX вв. из-за роста населения в мире многие отрасли промышленности экспериментировали с широким спектром лекарственных препаратов. В этот период приходится много научных экспериментов с новыми лекарствами, в ходе которых часто обнаруживались вещества, которые прямо воздействовали на человеческий мозг. В некоторых случаях международные компании использовали в своих интересах свободные стандарты рынка и выпускали потенциально опасные лекарства. Хороший пример этого - успокоительный сироп миссис Винслоу, лекарственный препарат, созданный Шарлоттой Н. Винслоу, который появился в продаже в США в 1849 году.

Сироп рекламировался как «успокоительное средство для человека или животного», и предназначался, прежде всего, для неспокойных младенцев и детей младшего возраста. В состав «чудодейственного» сиропа входил сульфат морфия (в больших дозах), порошок опиума, гидрокарбонат натрия (сода) и раствор аммиака (нашатырный спирт). Успокоительный сироп госпожи Винслоу широко использовался на протяжении XIX столетия для успокоения неугомонных детей и беспокойных младенцев. Это взрывоопасная смесь оказывала немедленное действие, замедляя сердцебиение (пульс) ребенка. У сиропа была огромная маркетинговая компания в Великобритании и США: в газетах, книгах рецептов, календарях. К счастью, в начале ХХ столетия сироп миссис Винслоу приобрел репутацию убийцы детей. В 1911 Американская Медицинская Ассоциация опубликовала разгромную статью об успокоительном сиропе миссис Винслоу, после которого спрос на это средство резко упал, но из британских аптек сироп исчез лишь в 1930 году.

В 1897 химики известной немецкой фармацевтической компании Bayer начали эксперименты с диацетилморфином, в народе более известным как героин. В период с 1898 по 1910 компания Bayer легально продавала диацетилморфин (под торговым названием «героин») как не вызывающий наркотической зависимости заменитель морфина и средство от кашля. Приобрести героин в супермаркете мог любой желающий даже без рецепта врача. Однако на самом деле выпускаемый Bayer героин был примерно в два раза сильнее морфина и, конечно, быстро формировал наркотическую зависимость. Реакция общественности не заставила себя ждать, но Bayer продолжала выпускать героин на протяжении более десяти лет. Это черный период в истории компании Bayer; ошибка с героином существенно подорвала репутацию уважаемой немецкой фирмы и доверие к здравоохранительным организациям, которые должны контролировать выпуск в продажу таких опасных препаратов.

6. Лоботомия

Первая половина ХХ века навсегда запомнится как период радикальных и шокирующих экспериментов в медицине, развернувшихся в Европе и Северной Америке. С древнейших времен отношение к умственно и физически неполноценным людям в разных культурах было различным. В начале двадцатого века передовые европейские ученые и врачи приступили к внедрению экспериментальных способов лечения, которые иначе, как странными, не назовешь. Это и использование барбитуратов в качестве снотворного (эта практика получила широкое распространение в двадцатых). «Терапия глубокого сна» - это психиатрическое воздействие с использованием наркотиков, для того, чтобы пациент «отключился» на несколько дней или недель. Само собой разумеется, в некоторых случаях пациент просто не просыпался. Терапию глубокого сна практиковал Гарри Бейли в 1962-1979 годах в Сиднее, в частной клинике Челмсфорд. За этот период в клинике скончалось около тридцати пациентов. В общей сложности Гарри Бейли оказался причастным к смерти восьмидесяти пяти пациентов.

В 1933-1934 в медицинской практике начали использовать инсулин и кардиазол для шоковой терапии. В 1935 году португальский нейролог Антонио Эгаш Мониш разработал хирургическую процедуру, названную лейкотомией (лоботомией). Процедура заключалась в разрезании тканей, соединяющих лобные доли головного мозга с его остальной частью, с целью исключения влияния лобных долей на остальные структуры нервной системы. Для этого в черепе пациента просверливали отверстия и разрезали ткани вокруг лобных долей. Мониш провел научные исследования и сообщил о существенных поведенческих изменениях у пациентов, страдающих от депрессии, шизофрении, панических страхов и мании, за что и был в 1949 году удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Несмотря на всеобщее признание серьезных побочных эффектов, лоботомия быстро получила широкое распространение и стала очень популярной среди психиатров  во всем мире. На протяжении сороковых и пятидесятых годов большинство процедур лоботомии было выполнено в Соединенных Штатах, где приблизительно 40 000 человек подверглись этому нечеловеческому лечению. В Великобритании было выполнено 17000 лоботомий, а в трех скандинавских странах (Финляндии, Норвегии и Швеции) приблизительно 9 300. Сегодня лоботомия проводится в исключительных случаях, а в некоторых странах вообще запрещена законом.

5. Джордж Большой Нос

Практика переплетения книг в человеческую кожу появилась довольно давно. Если первые примеры антроподермических обложек известны с XVII века, в дальнейшем такая практика резко распространилась после Французской революции. Кожа жертв революционного террора нередко использовалась его сторонниками для переплета книг. Среди переплетенных в человеческую кожу документов того периода - копия «Декларации прав человека и гражданина» и несколько копий французской Конституции 1793 года.

В XIX веке переплетать книги с использованием человеческой кожи стало практически модным среди аристократии и  высших сословий. Можно найти копии учебников анатомии того времени с антроподермическими обложками из кожи людей, завещавших свое тело науке, в завещаниях состояния и судебных бумагах встречались образцы кожи покойных. Во многих американских университетах «Лиги Плюща» до сих пор хранятся подобные книги.

В конце XIX века на западе Америки развелось много грабителей и бандитов. Одного из них звали Джордж Большой нос. В 1878 году он с дружками совершил убийство двух полицейских при попытке скрыться после неудачного ограбления поезда в штате Вайоминг. В 1880 году банду Джорджа Большого Носа задержали и приговорили к казни через повешение. Но Джордж попытался сбежать из тюрьмы. Когда вести о его предполагаемом побеге достигли местных жителей городка, разъяренная толпа, насчитывающая около 200 человек, штурмовала тюрьму и похитила Джорджа. Народное правосудие было скорым: преступник был без промедления повешен на ближайшем телеграфном столбе. После импровизированной казни тело Джорджа было отдано двум врачам для изучения его мозга и выявления физических механизмов его преступного поведения Джорджа. Они грубо спилили верхнюю часть черепа и подарили его в качестве сувенира пятнадцатилетней девочке Лилиан Хит, которая впоследствии стала первой женщиной-врачом в штате Вайоминг. Подаренную верхушку черепа Джорджа она использовала как пепельницу, подставку для ручек или стопор для двери. Кожу с ног, груди и лица преступника содрали и отправили на завод, где пустили на изготовление ботинок и сумки для медицинских инструментов. Ботинки оставил себе один из врачей; он надевал их по особым случаям, например, на бал в честь избрания его на пост губернатора Вайоминга. Расчлененное тело линчеванного преступника хранили (в бочке с соляным раствором) еще около года, пока длились исследования, а после оно было похоронено. Сегодня ботинки и нижняя часть черепа хранятся в музее городка Роулинс, штат Вайоминг, где и произошли эти события.

4. Драпетомания

Научный расизм - это теоретическое обоснование межрасовых отличий. В истории человечества исследования подобного типа проводились с целью поиска доказательств превосходства одной нации над другой. Наибольшее распространение они получили в период Нового империализма (1880-1914). В это время многие ученые работали над теориями, оправдывающими захватническую политику белых европейцев. После Второй Мировой войны и Холокоста мировое сообщество отказалось от научного расизма, культивируя равноценность всех рас и наций. В конце ХХ века научный расизм неоднократно подвергался критике как устаревшая дисциплина, используемая экстремистами для научного обоснования расизма.

Драпетомания - один из ярчайших примеров научного расизма. Драпетомания - это психиатрическое заболевание, придуманное и описанное американским врачом Самюэлем А. Картрайтом в 1851 году. По мнению Картрайта, именно драпетомания вынуждала черных рабов, одержимых стремлением к свободе, сбегать от своих хозяев. Картрайт утверждал, что тенденция рабов сбегать от своих хозяев на самом деле представляет собой неизлечимое психиатрическое заболевание, о котором, к сожалению, неизвестно большинству врачей, зато известно плантаторам и надсмотрщикам. Свои наблюдения Картрайт отправил в газету, прежде чем предоставить в Медицинскую Ассоциацию Луизианы. Эта статья широко разошлась в американских колониях. Кроме того, Картрайт высказал предположение, что драпетомания является следствием попустительства и либерализма хозяев, которые «дают рабам слишком много воли и относятся к ним, как к равным».

Вот еще выдержка из этого примечательного документа: «Если раб или рабы поднимут голову вровень с хозяином, гуманным будет их наказывать до тех пор, пока они вновь не станут покорными. Рабов всегда следует держать в состоянии покорности, и обращаться с ними, как с неразумными детьми, чтобы излечить их от стремления к побегу». Более того, Картрайт даже предложил профилактическое лечение этого распространенного на юге Америке заболевания: «наглых и недовольных без причины рабов... следует пороть, пока вся дурь из них не выйдет».

3. Божественное право монарха

Божественное право монарха - это основа политической и религиозной доктрины, согласно которой монарх является наместником бога на земле, и поэтому от рождения наделен правом казнить и миловать, вершить судьбы простых смертных, распоряжаться «своим» народом и страной. По средневековым законам, на монарха не распространялись человеческие законы, он был подвластен одному закону - закону божьему, и давал отчет лишь перед всевышним. Поэтому любой бунт, любая попытка свержения монарха с престола или ограничения его прав, расценивалась как преступление не перед человеком, а перед богом, попытка попрать волю божью, то есть как ересь. Эта нелепая на взгляд современного человека доктрина особенно ярко проявилась, во времена правления Джеймса VI в Шотландии (1567-1625), Джеймса I в Англии (1603-1625) и Людовика XIV во Франции (именно ему принадлежит знаменитая фраза «Государство - это я») (1643-1715). Божественное право монарха было ограничено в Англии во время Славной революции 1688-1689 годов.

Революции, потрясшие Америку и Францию в конце XVIII века, существенно ослабили позиции этой теории, и в начале ХХ столетия она и вовсе исчезла. Идея божественного права монарха подразумевала, что никто, кроме короля, не может наказывать других членов королевской семьи, связанных с ним кровными узами. Этот негласный закон был крайне неудобным для наставников молодых принцев, потому как король часто был занят, и ему было не до воспитания сыновей. Выход был найден, и к каждому молодому принцу был приставлен «мальчик для битья». Когда принц плохо себя вел на уроках или был непослушен, этого мальчика физически наказывали на глазах принца.

Будущий правитель и мальчик для битья часто росли и воспитывались вместе, и в некоторых случаях между ними возникала тесная эмоциональная связь. Возможно, это происходило оттого, что у принца не было других приятелей или одноклассников. Сильная связь, которая развивалась между принцем и мальчиком для битья резко, увеличивала эффективность использования подобного рода наказаний. Однако, как нас учит история, часто будущие правители воспринимали таких мальчиков для битья как низший класс. В этих случаях мальчики для битья подвергались серьезным физическим истязаниям. Принцип божественного права монарха формировал в умах молодых правителей представление о собственной неприкосновенности. Жизнь мальчика для битья обычно полна страдания и боли.

2. Мимизука («Могила ушей»)

Эпоха Сэнгоку в истории Японии характеризовалась неутихающими социальными конфликтами, политическими интригами и постоянными войнами. По многовековой традиции японские воины-самураи в качестве трофеев оставляли себе части тела побежденных на поле биты врагов, в частности, их головы. Нередко японские феодалы платили самураям именно по количеству принесенных голов. В 1585 единоличным правителем Японии был жестокий Тойотоми Хидейоши, которого принято называть вторым «великим объединителем японских земель». В период с 1592 по 1598 Япония вела ожесточенную войну с Кореей, через которую Хидейоши планировал получить выход к Китайской Империи и Индии, которые стремился завоевать. В эту эпоху традиция срезать головы у побежденных врагов еще была широко распространена, и японцы хотели переправить домой эти страшные трофеи, но из-за нехватки места на кораблях решено было захватить только отрезанные уши и носы, а не целые головы.

Так уши и носы убитых корейцев были переправлены в Японии в бочках с соляным раствором. Невозможно с уверенностью говорить о количестве убитых, но по оценкам историков их число приближается к одному миллиону. Примечательно то, что мы и сегодня можем видеть напоминание об убитых и изуродованных корейцах, чьи носы и уши были переправлены в Японию в качестве военных трофеев. Дело в том, что по приказу Тойотоми Хидейоши в Киото - древней столице Японии - был воздвигнут памятник, под которым погребены отрезанные уши и носы десятков тысяч (по подсчетам историков, как минимум 38 тысяч) корейских солдат и мирных жителей. Этот монумент называется Мимизука или «Могила ушей», он расположен к западу от гробницы Тойокуни в Киото. Сооружение «Могилы ушей» было завершено 28 сентября 1597. Точные причины ее возведения остаются неизвестными. Установка памятного столба на могиле поверженного врага в соответствии с буддисткими традициями очень необычна.

Но «Мимизука» - не единственный памятник в своем роде. На территории Японии можно найти и другие подобные монументы, относящиеся примерно к тому же периоду, например, «Могилы носов» в Окайаме. Удивительно, но многие жители Японии узнали о «Мимизуке» из интернета. Долгое время об этом сооружении было неизвестно большинству японцев, ведь о «Мимизуке» и других подобных монументах не пишут в учебниках истории. В отличие от японцев, корейцы помнят об этом печальном эпизоде в истории их страны. Во многих областях Кореи возведены «Холмы ушей», символизирующие жестокость японских завоевателей. Тем не менее, корейцы не требуют возвращения останков убитых корейских воинов, погребенных под «Мимизукой», считая, что «Могила ушей» должна служить японцам постоянным напоминанием о постыдных действиях их предков. Этот спорный вопрос до сих пор вызывает живейшие дискуссии и в японском, и в корейском обществе, но большинство посетителей «Мимизуки» все же корейцы. Впрочем, это можно объяснить тем, что японцы стыдятся этого монумента и не упоминают в нем в путеводителях для туристов.

1. Истерия у женщин

Трудно представить, но женская истерия была когда-то официальным диагнозом, и очень распространенным. Как можно судить по названию, проявлялась она исключительно у женщин. На протяжении столетий диагностика и лечение женской истерии были общепринятой практикой среди медиков Западной Европы и Америки. Это расстройство широко обсуждалось в медицинской литературе викторианской эпохи (1837-1901). Например, в 1859 один медик прославился заявлением о том, что якобы половина женщин страдает истерией. Один американский доктор расписал симптомы этого распространенного расстройства на целых 75 страницах, и при этом утверждал, что список далеко не полон. Так вот, согласно этому документу, под описание женской истерии подходит практически любое расстройство, в том числе бессонница, одышка, раздражительность, потеря аппетита. Среди врачей того времени бытовало мнение, что тонкая женская психика не выдерживала напряженного ритма жизни (и это в XIX веке), что делало их более подверженными всевозможным неврозам.

В то же время женская истерия была широко связана с сексуальной неудовлетворенностью, поэтому пациенткам назначался еженедельный «массаж таза». Во время этой процедуры доктор руками стимулировал половые органы женщины до тех пор, пока пациентка не испытывала «многократные истерические пароксизмы» (то есть оргазм). Интересно отметить, что этот диагноз был весьма выгоден для врачей, так как пациентки не были при смерти, но нуждались в постоянном лечении. «Массаж таза» использовался как лечение женщин вплоть до начала ХХ века.

Примерно в 1870 врачи поняли, что изобретение электричества поможет усилить эффективность «лечения» и улучшить технику вагинального массажа. Оказывается, врачам нередко очень долго не удавалось довести пациентку до «истерических пароксизмов». Причины этого очевидны. В 1873 был разработан первый в мире электромеханический вибратор, который немедленно стал использоваться для лечения женской истерии в одном из домов для душевнобольных во Франции. На протяжении десятилетий электромеханические вибраторы были доступны только для врачей, которые использовали их для «массажа таза». Но к концу XIX благодаря повсеместному распространению электричества вибратор наконец попал в свободную продажу. Возможно, благодаря этому в начале ХХ века количество зафиксированных случаев женской истерии резко пошло на убыль, и сегодня медицинское сообщество больше не признает ее болезнью.

| Теги: шок, законы, Медицина, рейтинг, традиции | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0