В деле внедрения инноваций «Домодедово» не остановилось на приложении для смартфонов, с помощью которого любой мог попробовать управлять виртуальным аэропортом. Всего стоит ждать около 100 новых проектов, а общая сумма инвестиций в «технологии будущего» за последние два года превысила 2 млрд рублей.
«Умный забор»
Реализация проекта: конец февраля 2012 года
Образцом служила система израильского аэропорта Бен-Гурион. Половина домодедовского забора (10 км) уже оснащена датчиками движения, вибрации, противоподкопными датчиками, камерами телевизионного наблюдения и инфракрасной системой дальнего обнаружения. При срабатывании одного из датчиков на экран оператора поступает сигнал с указанием места нарушения, а также видеоизображение с камеры и тепловизора. Аналитическая система определяет степень угрозы и определяет дальнейшие действия. Однако, в условиях русских морозов «умный забор» оказался не таким уж «сообразительным». Так, противоподкопные датчики просто перестали действовать. А дальность работы инфракрасной системы обнаружения сильно снизилась (насколько именно – не сообщается). В «Домодедово» говорят, что сейчас подбирается наилучший режим функционирования забора с учетом зимних данных. При этом система автоматически определит, кто пытается нарушить границу – человек или более безобидное животное.
Видеонаблюдение высокой четкости
Реализация проекта: ноябрь 2012 года
Планируется установка более 1500 Full HD-камер. Но сами по себе они проблем не решают – кто-то должен анализировать картинку. Вместо создания нового многочисленного отдела, который наблюдал бы за полутора тысячами экранов, в «Домодедово» будет использоваться программа с заложенными в нее сотнями сценариями для видеоаналитики. Например, система обнаружила крупное скопление людей у паспортного контроля: в таком случае будет дано указание открыть дополнительные пункты. В поле зрения камеры попала оставленная вещь или поступил сигнал о пересечении периметра? Высылается специальная группа. Впрочем, от прошлогоднего теракта, когда действовал смертник, система видеонаблюдения вряд ли спасла бы.
Проект «Киборг»
Реализация проекта: май 2012 года
В его основе – живые люди. Это сотрудники службы безопасности, которых снарядят портативными видеокамерам для фиксации всего происходящего. Камеры будут крепиться по примеру bluetooth-гарнитуры.
Система наблюдения за наземным движением A-SMGCS
Реализация проекта: I квартал 2012 года
Система, состоящая из различных сенсоров и систем наблюдения, предоставляет диспетчеру информацию о местоположении и траектории движения объектов на земле. Например, она заранее предупредит об опасности пересечения траекторий автомобиля и самолета, или любом другом опасном сближении. В «Домодедово» о системе говорят, как уникальной для России. Да и в мире она есть только у лидеров отрасли.
Доступ на перрон по отпечаткам пальцев
Реализация проекта: октябрь 2012 года
Интегрированная система доступа пропустит на перрон только по отпечаткам пальцев, что исключит несанкционированное проникновение. Раньше использовалась система пропусков.
Система управления производством бортового питания
Реализация проекта: ноябрь 2012 года
Одна из подсистем, которую предполагается внедрить в рамках автоматизации процессов учета. Будет планировать потребности и вести учет продуктов, поступающих на фабрики бортового питания. Это сбалансирует систему закупок и производства, что позволит снизить потери на излишках. А пассажиры получат блюда из хороших продуктов.
Wi-Fi, коммуникаторы и RMS-система
Реализация проекта: начало 2013 года
В крупнейшем в России аэропорту Wi-Fi до сих пор был только в здании аэровокзала, на перроне и в грузовом терминале (на слайде эти зоны отмечены темно-синим цветом). К лету беспроводной интернет с двойным перекрытием сигнала появится на всей территории, за исключением взлетно-посадочных полос. Правда, пассажирам от него толку не будет: Wi-Fi технологический, то есть исключительно для персонала. Не для того, чтобы с MacBook сидеть, а чтобы всегда быть на связи через коммуникаторы – в ожидании оперативной рассылки заданий и последующего отправления отчетов об их исполнении. Данные в итоге будут попадать с систему управления ресурсами (Resources Management System), также как и информация с высокоточных счетчиков топлива, которые установят на резервуарах и топливозаправщиках.
|