Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
20.04.2024
02:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Март » 19 » ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА ГУСТЫНСКИХ МОНАХИНЬ
00:03
ЕЩЕ ОДНА ТАЙНА ГУСТЫНСКИХ МОНАХИНЬ

«Взирая из тихого монастырского пристанища на житейское море, воздвизаемое бурею страстей, благодарю Тебя, Царю и Боже мой! Привел Ты меня в ограду святой обители... Скуки не знаю, время сократилось, понеслось с чрезвычайной быстротой, - как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила,» - говорил наставник и учитель монашеского делания святитель Игнатий.

Благодатен и удивителен Прилуцкий край земли Черниговской. Леса, перелески перемежовуются полями, раскинувшимися на невысоких холмах. А между ними тихо вьются многочисленные реки, речушки и ручейки. И никогда не угадаешь, что тебя ждет за очередным поворотом. То ли рощица стройных белоствольных березок, то ли тихая заводь, то ли поля поспевающей ржи.

И вдруг, совершенно неожиданно, вырастают церковные купола. Еще немного и через величественные монастырские врата попадаешь в совершенно иной мир. Шум и суета остаются за стенами, а здесь всей явью своей ощущаешь тишину и покой.

История Густынского монастыря начинается с 1600 года. Иеросхимонах Иоасаф, пришедший с Афонской горы и первоначально поселившийся в Киево-Печерской Лавре, ощутил потребность для распространения благочестия и славы Божией устроить где-либо новый монастырь. В поисках подходящего места он с двумя иноками, сопровождавшими его, вышел на берега речки Удай. Остров "Густынь”, окруженный водой и густыми лесами как нельзя лучше подходил для основания обители.

Вокруг Иоасафа начал собираться люд мирской «ради монашеского жития и спасения». Шли и из близлежащих сел и из дальних мест, прослышав о благоденственных местах.

В 1614 году Иоасаф сооружает малую деревянную церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. А так как к этому времени около Иоасафа собралось достаточное количество братии, то братия пожелала иметь над собою настоятеля. И все единодушно избрали настоятелем новоустроенной обители старца Иоасафа. С этого времени и ведет свой отсчет Густынский Свято-Троицкий монастырь.

Будучи уже в преклонном возрасте Иоасаф нуждался в помощи и наследнике его деяний. Поэтому в помощь себе он пригласил известного ему по уму и благочестию Исаию Копинского, игумена и настоятеля Антониевых, при Киево-Печерской Лавре, пещер. Исаия, осмотрев выбранное для монастыря место, одобрил выбор и с Иоасафом отправляются на Волынь к владельцу этих земель православному князю Михаилу Корыбуту Вишневецкому. С собой они везли рекомандательные письма от Лубенских князей, бывших управляющих имений Вишневецких, Симеона Лыко и Симеона Свяцкого, и от других влиятельных лиц. Князь, выслушав Исаию и Иоасафа дал им в 1615 году грамоту на владение островом Густынью и другими местностями с находившимися в них пахотными землями, лесами, прудами и другими угодьями. После смерти князя Михаила Вишневецкого, его супруга княгиня Раина (Ирина) Могилянская подтверждает эту грамоту. Надо сказать, что фамилия Могилянская исходит из рода Молдавских господарей Могил, из которой был и известный митрополит Киевский Петр Могила.
Исаия строит несколько новых зданий, а при трапезе возводит в честь Успения Богоматери церковь в честь Рождества Богородицы. В то же время в 1616 году он создает и обустраивает Ладынский скит, а в 1619 году Мгарский или Лубенский.

Пережив пожары в 1625 и в 1636 годах монастырь, благодаря помощи Божией, вновь отстраивается.
В 1639 году Киевский митрополит Петр Могила, посетив обитель, назначает нового игумена монастыря Илию Торского, который в 1641 году закладывает новую церковь. Через три года она была воздвигнута и освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

Многие известные люди того времени, следуя примеру князей Вишневецких, жертвовали монастырю земли, леса, пруды, сенокосы, дома в городах и селениях со всеми принадлежащими к ним землями и постройками. 23 мая 1675 года, в день Сошествия Святого Духа, была открыта большая Троицкая церковь, воздвигнутая на деньги гетьмана Ивана Самойловича. Архиепископом Черниговским Лазарем храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. При этом был рукоположен в сан иеромонаха, находившийся здесь, иеродиакон Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский, причисленный церковью к лику святых.

Игуменья монастыря матушка Вера рассказывает, что с Троицкой церковью связана давняя легенда. Во времена набегов врагов люди, проживавшие в окрестных селах, прятались в лесах и других потаенных местах. Как то вблизи Густынской обители варвары убили троих младенцев и тела их бросили в поле около монастыря. Пролежав три дня и три ночи, они так и остались нетронутые зверьми, их тела были мягки, хотя стояли морозы и сыпал снег. Благочестивые люди принесли тела этих невинных мучеников в монастырь, где предали их земле. Когда строили Троицкую церковь игумену явились во сне три младенца и сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Долго размышлял об этом видении игумен и за советом обратился к старцу-иноку. Поведал ему тогда старец древнюю легенду. Тогда по приказу игумена могилы младенцев были разрыты и гробы их вынуты из земли. Когда гробы были открыты, все увидели, что тела мучеников остались нетленными. Монахи перезахоронили тела в более достойном месте, где строилась церковь, а над могилами невинных страдальцев воздвигли алтарь во имя Святой Троицы.

К концу XVIII столетия Густынский монастырь считался самым богатым из всех монастырей Малороссии. Ему принадлежали более трех тысяч десятин земли и свыше 3000 душ крестьян в трех уездах: Прилукском, Роменском и Путивльском. В народе его называли "второю Лаврою".
Однако в 1793 году при учреждении штатов для монастырей Густынский монастырь был закрыт.

Вновь Густынский монастырь открылся благодаря трудам и стараниям преосвещенного Гедеона, архиепископа Полтавского, 15 мая 1844 года в день Святой Троицы. Срества на восстановление собирали всем миром.

Мирная жизнь монастыря закончилась в марте 1924 года. Он был закрыт, а на его территории разместили детскую коммуну для беспризорников, которая просуществовала до начала сороковых годов XX столетья. В начале 30-х годов было подготовлено постановление об уничтожении монастыря. Но благодаря усилиям Николая Макаренко и других деятелей науки и культуры святыню отстояли. В родовом склепе князей Репниных под Воскресенской церковью захоронен сын Макаренко Орест, занимавшийся исследованием Густыни и погибший на глазах у отца.

В июле 1943 года на просьбы монахинь закрытого Ладынского Покровского монастыря Густынский монастырь был открыт. Возглавила его игумения Евстолия. Однако в 1959 году на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла монастырь был снова закрыт.
И только 17 декабря 1993 года, на праздник святой великомученницы Варвары монастырь обрел свое четвертое возрождение. В Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия. Подобно древним подвижникам благочестия игумения Вера вместе с сестрами обители взялись за тяжелое, но святое дело - дело восстановления разрушенной обители.

Тенистая аллея ведет к главной или соборной церкви Святой Троицы. Пятиглавый храм с наружной стороны украшен пилястрами и иконами в лепных крашеных рамах. При входе в церковь друг против друга изображены благотворители монастыря князь Вишневецкий и гетьман Самойлович. С левой стороны четырехэтажного, покрытого густою резьбой позолоченного иконостаса, находится чудотворная икона Густынской Богоматери. Другое свое название Ярмарковая, она получила от ярмарки, которая ежегодно проходит на монастырской площади 28 августа. В склепе под церковью погребены тела фамилий Горленковых и Марковичей.

Трапезная одноглавая церковь Воскресения Христова была построена на деньги гетьмана Ивана Мазепы. Под храмом находится родовая усыпальница княжеской фамилии Репниных-Волконских. В 1845 году в ней был захоронен бывший генерал-губернатор Малороссийский, генерал от кавалерии, князь Николай Григорьевич Репнин.

Пятиглавая церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла удивляет своими изящными греческими формами.
Никольские ворота, являющиеся сегодня главным входом в монастырь, как и церковь святого Николая Чудотворца с византийско-русского стиля колокольней с пирамидальным куполом над ней, а также монастырская ограда были построены на средства полковника Димитрия Горленко.

Домовая церковь названа в честь великомученницы Варвары с воротами, ведущими на ярмарковую площадь и называемыми Варваринскими, воздвигнуты на средства Варвары Марковичевой.

А между храмами протянулись древние хода. Никто не знает куда они ведут и что скрывается в этих подземельях. Еще одна тайна густынских монахинь ожидает своих исследователей.

В половине шестого утра звон колокольчика созыает насельниц на полуношницу - утреннюю храмовую молитву. После нее сестры подходят к матушке игумени под благословение и получают каждая свое послушание. Молитвой начинается, сопровождается и заканчивается всякое, даже самомалейшее дело, ибо этим призывается помощь Божия, а затем следует благодарение за помощь сию. Но главным и особенно торжественным остается престольный праздник - День Святой Живоначальной Троицы. Всеношное бдение служит высоко-преосвященнейший митрополит Черниговский и Нежинский Антоний.

Покидая эти святые места, получив на дорогу благословение матушки Веры, твердо знаешь, что вновь и вновь будешь возвращаться сюда. Возвращаться, чтобы поделиться своими радостями и горем, просить Бога о помощи и благодарить Его за утешение.
| Теги: Черниговщина, монастырь, прилуки, Густыня | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0