ОАО «Корпорация «Иркут» приступило к экспортным поставкам учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. Первая партия в составе трех машин 29 ноября доставлена в Алжир из Иркутска на борту транспортного самолета Ан-124.
До конца года все машины из состава законтрактованной ВВС Алжира партии планируется доставить заказчику.
Контракт на поставку самолетов Як-130 ВВС Алжира был подписан ФГУП «Рособоронэкспорт» (в настоящее время – ОАО «Рособоронэкспорт») в 2006 году.
В соответствии с условиями контракта, большая группа алжирских летчиков и техников прошла курс теоретической и практической подготовки по управлению и эксплуатации Як-130 на Иркутском авиационном заводе – филиале ОАО «Корпорация «Иркут», где собирается эта учебно-боевая машина.
Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Федоров отметил: «Алжир стал стартовым зарубежным заказчиком самолетов Як-130. Первые машины этого типа уже эксплуатируются российскими ВВС. Интерес к самолету велик, и я думаю, что его ждет хорошее будущее».
Учебно-боевой самолет Як-130 разработан ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», входящим в состав ОАО «Корпорация «Иркут». Самолет выбран в качестве базового для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения «4+» и «5». Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.
Государственные испытания Як-130 с вооружением успешно завершены в декабре 2009 г. С февраля 2010 г. самолеты поступают на вооружение российских ВВС. В апреле 2011 г. началась интенсивная эксплуатация самолетов в одном из учебных центров.
8 ноября 2011 г. во время визита на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что в ближайшее время между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Корпорация «Иркут» будет подписан контракт на поставку 65 самолетов Як-130.
ОАО «Корпорация «Иркут» ведет предконтрактные переговоры о поставке самолетов Як-130 в ряд стран мира. Емкость рынка Як-130 до 2015 года оценивается в 250 самолетов.
Серийное производство самолетов Як-130 на ИАЗ ведется с комплексным использованием современных цифровых технологий.
Учебно-боевой и тренировочный самолет нового поколения Як-130 создан для основной и повышенной подготовки курсантов летных училищ для самолётов 4 и 5 поколений, поддержания навыков лётного состава строевых частей, а также для решения боевых задач в локальных конфликтах.
Самолет позволяет отрабатывать 80% всей программы подготовки летчиков. На Як-130 можно имитировать алгоритмы управления всех современных истребителей: благодаря репрограммируемой системе управления Як-130 может быть легко адаптирован к требованиям ВВС различных стран, как по техническим показаниям, так и по эксплуатационным характеристикам. Использование УБС Як-130 в училищах, строевых частях и центрах боевой подготовки для обучения курсантов, поддержания навыков боевого применения строевыми летчиками позволит в 4–5 раз снизить затраты на эксплуатацию и сохранить ресурс боевых двухместных самолетов, в настоящее время используемых в этих целях. На базе УБС Як-130 строится учебно-тренировочный комплекс, который включает в себя самолет первоначального обучения Як-152, УБС Як-130, дисплейные классы и тренажёры.
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс и полная автономность самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.
На базе учебно-боевого самолета Як-130 может быть создано целое семейство модификаций – легкий ударный самолет, легкий беспилотный разведывательно-ударный самолет и др.
Способность Як-130 выполнять полёты на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, обусловленная совершенной аэродинамикой и большой тяговооруженностью самолёта, позволяют решать боевые задачи с максимальной эффективностью.
|