Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
18.04.2024
22:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2011 » Август » 21 » Лучшие вертолеты века
06:10
Лучшие вертолеты века


Самый быстрый: Lockheed AH-56 Cheyenne

 

Страна: США
Первый полет: 1967
Длина: 16,66 м
Диаметр несущего винта: 15,62 м
Высота: 4,18 м
Двигатель: 
турбовальный GET64, 3925 л.с.
Максимальная 
скорость: 393 км/ч
Потолок: 6100 м
Вооружение: носовая турель с 40-мм гранатометом М129 или 7,62-мм пулеметом XM196, основная турель с 30-мм 
пушкой XM140, ракеты Mk4 (70 мм), самонаводящиеся ракеты BGM-71

Вертолет мог действовать на низких скоростях и высотах, обеспечивать надежную поддержку пехоты и транспортной авиации.

С появлением транспортника Boeing-Vertol CH-47 «Ирокез» оказался бессилен как сопровождающий: могучий «Чинук» был намного быстрее своего ангела-хранителя. Гражданскому UH-1, обряженному в военную форму, не хватало скорости, запаса хода, огневой мощи, продвинутых прицельных систем. К 1962 году армия США созрела для объявления тендера на разработку специального ударного вертолета. Через четыре года победитель конкурса Lockheed получил контракт на поставку десяти демонстрационных образцов.

Формально «Шайенн» не вертолет. Он относится к классу винтокрылов, ибо помимо несущего и стабилизирующего винтов имеет еще и толкающий пропеллер. На скоростях, близких к максимальной (по некоторым источникам, «Шайенн» мог превысить скорость в 400 км/ч), менее 20% подъемной силы создавалось несущим винтом. Аппарат удерживали в воздухе небольшие крылья, расположенные по бокам от фюзеляжа. Горизонтальная тяга создавалась толкающим пропеллером. В отличие от обычных вертолетов, сильно наклоняющихся вперед при движении на высокой скорости, «Шайенн» мог удерживать горизонтальное положение, тем самым снижая лобовое сопротивление. Ручка общего шага была поворотной, как на мотоцикле. С ее помощью пилот управлял шагом толкающего пропеллера.

На прототипы «Шайенн» устанавливался уникальный бесшарнирный несущий винт. Традиционная конструкция втулки винта предусматривает наличие горизонтальных шарниров, которые позволяют лопастям совершать маховые движения вверх-вниз, и вертикальных шарниров, задающих опережение или отставание лопасти. Шарниры снижают нагрузки на лопасти и позволяют им занять естественное положение под действием центробежной силы, но отрицательно сказываются на управляемости машины, позволяя винту «гулять» относительно фюзеляжа. На AH-56 лопасти крепились к втулке посредством специальных упругих элементов. Они удерживали нагрузки на лопастях в приемлемых рамках и в то же время делали конструкцию намного жестче. Автомат перекоса располагался над лопастями и был совмещен с гироскопическим стабилизатором. Управляющие тяги были спрятаны внутри оси несущего винта, амеханизм приводов рукояток содержал пружины, сводящие к минимуму передачу вибраций на органы управления. В результате уникальные летные качества «Шайенна» сочетались с относительной простотой пилотирования.

Пилот и стрелок располагались в просторных бронированных кокпитах. Пилот, сидящий выше, мог вести огонь с помощью инфракрасной системы наведения, встроенной в шлем. Кресло стрелка, сидящего впереди, было интегрировано в систему наведения и вращалось синхронно с основной турелью XM-52 (30-мм пушка со скорострельно-стью 450 выстр/мин). Пьедестал вращался вместе с перископом, приборами и большим дисплеем-картой. В носовой турели уста-навливался 40-мм гранатомет или 7,62-мм пулемет Minigun. Шесть узлов подвески вооружения позволяли вертолету нести до 907 кг дополнительного боекомплекта.

Уникальный бесшарнирный винт AH-56 сыграл с ним злую шутку. 12 марта 1969 года пилот Дэвид Бейл, отключив системы безопасности, должен был спровоцировать циклические колебания лопастей. Жесткость упругих элементов оказалась недостаточной, чтобы выдержать резонанс. Лопасть пробила фонарь и убила пилота, вертолет потерпел крушение. Для военных эта катастрофа стала поводом, чтобы дать задний ход. Машина была еще не готова к запуску в серию, а фронт очень нуждался в вертолетах. Кроме того, армии был не нужен столь дорогой и сложный в обслуживании вертолет. Место «Шайенна» заняла скромная «Кобра» AH-1, построенная на базе того же «Ирокеза». По боевым качествам она не могла сравниться с AH-56, зато ее можно было починить, разобрав на свалке старенький Bell.



Самый маневренный: Ка-50 «Черная акула»

Страна: СССР
Первый полет: 1982 
Взлетная масса: 9800 кг
Двигатель: турбовальный, 2700 л.с.
Максимальная скорость: 315 км/ч
Потолок: 5500 м

Соосная схема несущих винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуру высшего пилотажа под названием «воронка»: сохраняя наведение на цель, вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов. Маневр выполняется со скоростью до 180 км/ч и обеспечивает длительное наведение на цель с одновременным уклонением от ПВО противника. Во время одного из испытательных полетов Ка-50 продемонстрировал способность зависать на одном месте в течение 12 часов. На вертолетах традиционной схемы это было бы невозможно из-за быстрого утомления пилота, вынужденного постоянно вручную стабилизировать машину. Наконец, «Черная акула» способна продемонстрировать в небе «мертвую петлю».



Самый первый: Flettner FL 265

Страна: Германия
Первый полет: 1939
Взлетная масса: 1000 кг
Двигатель: поршневой 7-цилиндровый, 160 л. с.
Максимальная скорость: 160 км/ч

Использовать вертолеты на войне впервые решились военно-морские силы Германии во время Второй мировой. Экспериментальный одноместный Fl 265 с двумя пересекающимися 12-метровыми винтами базировался на кораблях в Средиземном море и на Балтике. Его задачей было обнаружение вражеских подлодок с воздуха. Легкие вертолеты могли брать на борт небольшие глубинные бомбы или светящиеся маркеры, а также нести носилки с ранеными, подвешенные на стропах. Всего было выпущено шесть Fl 265. В 1942 году его сменил Fl 282 «Колибри» с открытой кабиной.



Самый большой: Ми-26

Страна: СССР
Первый полет: 1977 
Взлетная масса: 49650 кг
Двигатель: два турбовальных по 10440 л.с.
Максимальная скорость: 295 км/ч
Потолок: 6500 м

Работая над Ми-26, конструктор Марат Тищенко стремился создать вертолет, способный переносить груз больше собственного веса. Ми-26 – самый крупный и самый мощный серийный вертолет в мире. По расчетам в военно-транспортном варианте он может принять на борт 60 носилок с ранеными или 80 полностью экипированных десантников. На практике же Ми-26 приходилось транспортировать до 150 человек. В октябре 1999 года вертолет на внешнем подвесе перевез 25-тонный блок льда с 23 000-летним мамонтом, найденным в вечной мерзлоте Сибири.



Самый скрытный: Boeing/Sikorsky RAH-66 «Команч»

Страна: США
Первый полет: 1996 
Взлетная масса: 4806 кг
Двигатель: два турбовальных по 1432 л.с.
Максимальная скорость: 324 км/ч
Потолок: 4566 м

Практически все элементы конструкции разведывательно-ударного «Команча» подчинены единой цели – сделать вертолет невидимым и бесшумным. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично выполнены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями. Ракеты размещаются вдвух скрытых боковых отсеках внутри фюзеляжа. В фюзеляж убирается и 20-мм пушка XM301. Было построено всего два прототипа «Команча»: военные решили, что в разведку проще посылать беспилотники, и закрыли программу.



Самый массовый: Ми-8

Страна: СССР
Первый полет: 1965 
Характеристики модификации Ми-8Т
Взлетная масса: 11100 кг
Двигатель: два турбовальных по 1500 л.с.
Максимальная скорость: 260 км/ч
Потолок: 4500 м

Начиная с июля 1961 года было выпущено более 17000 вертолетов Ми-8 иего модификаций. Машина эксплуатируется более чем в 50 странах мира, в том числе в США, Китае, Индии, Венесуэле, ЮАР. Вертолет используется как транспортный, десантный, медицинский, машина радиоэлектронной борьбы, минный заградитель, летающий командный пункт. Популярность Ми-8 вполне оправдана. Современные модификации этого неприхотливого и надежного вертолета по-прежнему бьют рекорды. В частности, в прошлом году Ми-8 с новыми двигателями от «Мотор Сич» поднялся на высоту 8100м за 13 минут.



Самый эффективный: AH-64 «Апач»

СТРАНА: США
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ: 1975
Взлетная масса: 6552 кг
Двигатель: два турбовальных по 1695 л.с.
Максимальная скорость: 293 км/ч
Потолок: 6400 м

«Апач» – основной ударный вертолет армий США, Великобритании, Израиля, Японии и других стран. Это одна из немногих винтокрылых машин, которым довелось играть первую скрипку в реальных боевых действиях наших дней. Именно AH-64 нанесли первый удар в операции «Буря в пустыне». «Апач» играл одну из главных ролей на войне в Ираке с 2003 по 2010 год. Залог успеха AH-64 – сочетание надежной конструкции, тепловой маскировки, системы шумоподавления (за счет двух стабилизирующих винтов, расположенных под разными углами), мощной аппаратуры ночного видения и наведения на цель.



Самый универсальный: Ми-24

Страна: СССР
Первый полет: 1969
Взлетная масса: 10500 кг
Двигатель: два турбовальных по 2800 л.с.
Максимальная скорость: 340 км/ч
Потолок: 4500 м

Ми-24 по прозвищу «Крокодил» стал первым специализированным боевым вертолетом в СССР и вторым в мире после американского AH-1 «Кобра». В отличие от двухместной «Кобры», Ми-24 воплотил в себе концепцию «летающего БМП»: в его средней части располагалась грузовая кабина, в которой можно было транспортировать восемь человек. «Крокодил» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. Однако принцип «летающего БМП» не оправдал ожиданий: в большинстве случаев вертолет использовался как ударный, таская грузовой отсек мертвым грузом.



Самый умный: Boeing A160 «Колибри»

СТРАНА: США 
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ: 2002
Взлетная масса: 2948 кг
Двигатель: турбовальный 572 л.с.
Максимальная скорость: 258 км/ч
Потолок: 9150 

Самое слабое звено современного вертолета – это пилот. Без него винтокрылые машины могут летать выше, дальше, быстрее. Разведывательный беспилотник «Колибри» способен летать круглые сутки на высоте более 9000 м. Аппарат не управляется с земли, а самостоятельно принимает решения по маршруту в соответствии с боевыми задачами. Правда, пока что Boeing A160 – это лишь прототип будущей военной машины.



Самый легендарный: Bell UH-1 «Ирокез»

Страна: США
Первый полет: 1956
Характеристики модификации UH-1D
Взлетная масса: 4100 кг
Двигатель: турбовальный 1100 л.с.
Максимальная скорость: 217 км/ч
Потолок: 5910 м

«Ирокез» принял свой первый бой в 1962 году во Вьетнаме, став одним из ярчайших символов этой войны. С тех пор было произведено более 16000 UH-1 (он же «Хьюи») различных модификаций – некоторые из них по сей день стоят на вооружении многих армий мира. Кроме боевых заслуг «Ирокез» может похвастаться впечатляющей актерской карьерой. Вертолет оказался в центре внимания в картине Мела Гибсона «Мы были солдатами», блистал в боевике «Зеленые береты», засветился в фильмах «Апокалипсис сегодня», «Бриллианты навсегда» и даже в сериале Star Trek. Ни один фильм о войне во Вьетнаме не мог бы обойтись без старого доброго «Хьюи».

| Теги: Легендарный, быстрый, рейтинг, универсальный, Вертолёт | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0