Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Среда
08.05.2024
23:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2023 » Апрель » 15 » ЗАМОК ВРЕМЕН РЕНЕССАНСА ВО ФРАНЦИИ
16:19
ЗАМОК ВРЕМЕН РЕНЕССАНСА ВО ФРАНЦИИ

Если соединить идеи архитектора Леонардо да Винчи с амбициями короля Франциска, то получится Шамбор, самый величественный и загадочный замок долины Луары. Его двойная винтовая лестница – гениальное инженерное решение и источник загадок, в том числе о первоначальной форме замка.

Название Chambord происходит от галльского cambo-rito, что означает «кривой проход», т. е. брод. Замок Шамбор находится в излучине реки Коссон, являющейся притоком Беврона, в свою очередь являющегося притоком Луары. Коссон протекает в 6 км от ее левого берега.

Для удобства люди построили через реку мост. В 1307 году о нем упоминается в завещании тогдашнего владельца земель, графа Гуго II де Шатильона. В X веке графы де Блуа построили в излучине реки замок. Затем владения перешли к герцогам Орлеанским, а от них – к французским королям.

На рубеже XVI века Франция участвует в серии войн, направленных на закрепление за собой контроля над территорией Неаполитанского королевства и Миланского герцогства. Заканчиваются они победой молодого короля Франциска в битве при Мариньяно 14 сентября 1515 года. Так Франция становится влиятельнейшим государством Европы, а Франциск I – самым популярным королем.

Воодушевленный правитель чеканит медали, на которых предстает в образе Юлия Цезаря. Приглашает во Францию художников и архитекторов, чтобы создать произведения, которые подчеркнут лидерство страны не только в вопросах войны, но и в искусстве. По его приглашению во Францию приезжает Леонардо да Винчи.

В 1516 году Леонардо покидает свою студию в Милане, чтобы присоединиться ко двору Франциска I в качестве главного художника, инженера и архитектора. Мастер поселился в Шато дю Кло-Люсе в Амбуазе. В этом замке прошло детство короля. Здесь да Винчи трудился над статуей механического льва. По легенде, он должен был ходить, а из груди царя зверей появлялся букет королевских лилий.

Еще одна идея правителя – строительство королевской резиденции размером с город. Реализуя ее, да Винчи получает возможность продемонстрировать все навыки мастера, как революционные инженерные проекты, так и способности к художественному выражению. А король – оставить потомкам свидетельство величия своего правления.

Замок планируют строить в Роморантене, расположенном рядом с Блуа. Создают 400-метровую террасу у реки, но земляными работами все и закончилось. То ли из-за болезни Леонардо, то ли по другой причине. Затем строители переместились к Шамбору.

В Атлантическом кодексе Леонардо нарисованы извилистые лестницы, спиральные башни, сложная водопроводная система и необычные сады. Рисунки не подписаны, но в них угадываются элементы архитектуры замка Шамбор. Были ли это зарисовки для Роморантена, которыми вдохновился архитектор Шамбора, оставшийся неизвестным, осталось загадкой.

Работы начались с разрушения старого замка графов Блуа. За этим последовало строительство фундамента под квадратную крепость, по бокам которой возвели 4 круглые башни. Строительство прервалось в 1525–1526 годах. После поражения при Павии король оказался в заточении. Вернувшись, он возобновил стройку и модифицировал проект. У четырехугольной простой крепости появились два боковых крыла. В одном из них планировал жить правитель, остальные предназначались для свиты.

Замок Шамбор знаменит тайнами. Например, уже никто не объяснит, почему для «стройки века» выбрали болото, если подходящих участков вокруг пруд пруди. Еще одна загадка касается архитектурного проекта. Он не сохранился или никогда не существовал. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, и похоже, что король внес много изменений в первоначальный план. Теперь об истории Шамбора рассказывают археологи, а о гениальных задумках Леонардо – архитекторы и инженеры в научных монографиях.

Отделку королевского крыла Шамбора завершили в 1544 году. В 1545-м прибавили внешнюю галерею, поддерживаемую аркадами, винтовую лестницу и ограду, закрывающую двор с южной стороны. В 1547 году Франциск I умер. За 32 года правления он провел в Шамборе 42 дня. Кроме встречи с Карлом V король появлялся здесь только на охоте с небольшой группой приближенных.

После смерти короля строительство финансирует его сын Генрих II. Новый монарх заканчивает строить замковую часовню, но приезжает редко и тоже только на охоту, как и отец. Сказывается удаленность Шамбора от Парижа – 180 км. Чтобы преодолеть путь на лошадях, королевской свите требуется 36 часов.

Следующие 100 лет замок стоит пустым. В 1639 году графство де Блуа получает в свое распоряжение Гастон Орлеанский (третий сын Генриха IV и Марии Медичи). Он благоустраивает парк и реставрирует то, что успело разрушиться за столетие.

Строительство завершает Людовик XIV и его архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Достраивает западное крыло и заканчивает крышу часовни, которую не установили при Генрихе II. Часовня – самое большое из помещений Шабора. Людовик XIV посетил замок 9 раз. Он не был любителем охоты, поэтому приезжал с труппой Мольера. Королю нравилось смотреть пьесы, которые ставил комедиограф, используя замок как декорацию. Во время визитов монарх занимал комнаты первого этажа северо-западного крыла с видом на парк.

В XVIII веке короли практично решили, что пустующий замок пора сдавать для временного проживания царственных изгнанников и губернаторов. Первым жильцом стал бывший король Польши Станислав Лещинский между 1725–1733 годами. Следующим оказался Морис Саксонский, маршал Франции. Как губернатор области и боевой маршал, он поселил в замке собственный полк. Многочисленные жильцы оборудовали комнаты деревянными шкафчиками, выложили камины для обогрева. Некоторые комнаты разделили на меньшие части, чтобы легче прогревать.

После смерти Мориса в 1750 году и до Французской революции в замке жили губернаторы. В революцию поместье разграбили, деревья вырубили, а мебель из помещений разворовали, но стены оставили целыми.

Следующий век в истории замка оказался бурным и суетным. Наполеон планировал открыть здесь воспитательный дом для дочерей кавалеров ордена Почетного легиона. Но проект не реализовали. Затем Шамбор снова стал королевской собственностью. В 1815 году его конфисковали у королевской семьи и передали маршалу Луи-Александру Бертье.

Через 5 лет вдова маршала Мария Елизавета Баварская выставила его на продажу. Поместье приобрели для внучатого племянника Людовика XVIII. В 1870 году он служил полевым госпиталем, а затем перешел в собственность герцогов Пармских.

В начале Второй мировой войны Шамбор стал перевалочной базой для сокровищ французских музеев. Их сортировали и эвакуировали, чтобы спасти от бомбардировок. В 1944 году на Шамбор упал американский бомбардировщик, потерпевший крушение, а в июле 1945 года в южной части случился пожар. Следующие 30 лет в замке шел капитальный ремонт под руководством архитектора Мишеля Лебуто.

Архитектура Шамбора – главный источник загадок и вопросов без ответов.

Чтобы создать прочный фундамент на болотистой почве, строители забивали сваи на глубину 10 метров, пока не доставали до твердого основания. Раскопки, проведенные в 2007 году, доказали, что внизу, под болотом, лежит известняковое скальное основание и земляные насыпи от предыдущего замка. У него были как минимум две башни и подъемный мост.

От первоначального проекта, вдохновителем которого был Леонардо да Винчи, в замке осталась квадратная башня с четырьмя круглыми башенками по углами. Она состоит из 5 жилых уровней, каждый из которых содержит по 4 квадратные и 4 круглые комнаты, в соответствии с формой фундамента. По центру расположена винтовая лестница Леонардо да Винчи. Она поднимается до террасы, огибающей подземелье. С террасы можно любоваться крупнейшим лесопарком в Европе, простирающимся вокруг замка.

Лестницу связывает с Леонардо то, что похожая конструкция изображена в Атлантическом кодексе. Она состоит из двух вставленных друг в друга спиралей. Вместе они формируют цилиндр. Но это не главная загадка. В 2000-х годах при помощи электроразведки исследователи нашли аномалию. Южная, восточная и западная башни расположены идентично, а северная повернута по отношению к ним под углом 90 градусов. Из этого сделали вывод, что по первоначальному проекту замок Шамбор закручивался по спирали. Ее центр – винтовая лестница. Завершить формирование спирали должны были башни.

Леонардо да Винчи интересовался спиралями, водоворотами, вихрями. Поэтому такая геометрия не выглядит странной, но Франциск изменил план и пристроил к донжону два крыла. Замок стал выглядеть как прямоугольник из зданий, огибающий внутренний двор. Королю захотелось вместить больше посетителей.

Королевское крыло расположено в восточной части здания. Попасть туда можно по галерее или через винтовую лестницу. Крыло состоит из 2 спален, 2 кабинетов, молельни и приемной, где король проводил встречи. Комнаты королевы расположены в башне, примыкающей к восточному крылу.

Еще одна особенность поместья – охотничий парк. По размеру он равен половине Парижа и занимает площадь 13 000 акров (56 кв. км). Площадь столицы – 105,4 кв. км. Это делает парк Шамбор крупнейшим лесопарком Европы.

Новшество местных охотничьих угодий в том, что парк окружен стеной, мешающей дичи разбежаться за пределы участка во время охоты. Чтобы дичь не истребляли браконьеры, которым тоже удобно охотиться в закрытом пространстве, король создал Королевское охотничье общество, в задачу которого входила охрана «кустов, красных и черных зверей».

Сегодня в поместье обитают:

олень Давида (элафурус);
дикий кабан;
средиземноморский муфлон.

Также в лесопарке селятся скопы, карликовые орлы, серые зимородки, жаворонки, камышовки, козодои. Начиная с 1947 года парк Шамбор классифицируется как «Национальный заповедник охоты и дикой природы», а с 2006-го – как охраняемая природоохранная зона европейской экологической сети Natura 2000.

Интерьер внутри не содержит загадок, но часто разочаровывает туристов. Люди ожидают видеть убранство в стиле французских Людовиков. Но Франциск I строил не дворец для круглогодичного проживания, а охотничий домик. Мебель привозил с собой и, уезжая, забирал. Кроме того, за время правления монарх провел в замке Шамбор чуть больше месяца и к тому же не достроил его. Поэтому часть помещений так и осталась без отделки.

Самый узнаваемый элемент и главная архитектурная особенность – винтовая лестница. Она спроектирована с 4 входами и поднимается вверх двумя спиралями так, чтобы поднимающийся и спускающийся персоны не пересеклись и не мешали друг другу. Лестница состоит из 274 ступеней, соединяющих разные этажи. В самой верхней точке установлен фонарь, чтобы освещать ее полностью одним источником света. Считается, что это должно напоминать то, как божественный свет освещает жизненный путь человека.

К парадным покоям ведет картинная галерея, украшенная настенными росписями, изображающими сцены охоты и охотничьи трофеи. Ее интерьер иллюстрирует охотничью историю Шамбора. Кроме галереи, в замке есть еще ряд комнат, связанных с охотой.

В охотничьей комнате стены тоже увешаны картинами. В 1-й половине XX века ее использовали для проведения аукционов, и тогда же для удобства присутствующих сделали пол с подогревом.
Комната слежения за охотой еще одно помещение, напоминающее о главном назначении замка. Здесь король наблюдал из окна, как продвигаются дела у охотников в парке. Стены украшены гобеленами с крупным узором и оленьими рогами. В начале XXI века, когда в лесу Шамбора проводились Президентские охоты, помещение использовали как столовую для участников.

Галерея трофеев – одна из самых светлых комнат, выполненная в золотистой цветовой гамме. Ярко освещенная свечами, она создает иллюзию волшебного леса. Стены декорированы золотыми оленьими головами и картинами в золотых рамах. Декор помещения спонсирован Марион Шустер, женой барона Ротшильда. В знак признательности галерее присвоено ее имя.

Гостиная Бурбонов – большая приемная, оформленная в золотисто-голубой гамме и украшенная бюстами представителей династии Бурбонов – Людовика XIV, Анри де Шамбора.

В замке 440 комнат, 282 камина и 84 лестницы. Для туристов доступно только 80 комнат. Считается, что здесь можно зажигать по новому камину каждый прохладный день и ни разу за год не зажечь один и тот же.

Крыша Шамбора напоминает силуэт города. Здесь 11 разных типов башен и 3 типа дымоходов. По легенде, Франциск I хотел, чтобы крыша напоминала ему горизонт Константинополя.

Высота сооружения – 56 м. По легенде, высота, а не удаленность от Парижа стала причиной игнорирования Шамбора. Но на самом деле размеры помещений еще одна загадка замка. Площадь некоторых превышает 100 кв. м. Такие комнаты трудно отопить зимой, и непонятно, с какой целью их создавали.

Среди нерешенных вопросов и имя архитектора. Считается что им мог быть итальянец Доменико да Кортона. Через 100 лет после завершения строительства (в 1681 году) придворный историк Людовика XIV Андре Фелибьен напишет, что наткнулся на чердаке в Блуа на деревянную модель Шамбора. Она не сохранилась до наших дней, но по описанию похожа на наброски из Атлантического кодекса Леонардо да Винчи.

В королевских отчетах за 1532 год отмечен платеж с упоминанием имени Доменико да Кортоны за деревянную модель замка. Интересно, что в макете лестницы были прямыми, а не винтовыми. Возможно, да Винчи и да Кортона совместно работали над планами по строительству королевского замка. Леонардо вдохновил короля своими разработками, а да Кортона стал тем, кто их реализовал.

Дворцовые сады созданы в правление Людовика XV. Они просуществовали 200 лет, прежде чем постепенно выродиться. Начиная с 2016–2017-го их пытаются восстановить. Деньги для этого выделил основатель инвестиционного фонда Blackstone Стивен Шварцман. Сумма – 3,5 млн евро. Сады занимают площадь 6,5 га. Расположены к северу и востоку от замка.

Замок часто посещают французские и иностранные политики. В ноябре 1988 года его посетили принц Чарльз и принцесса Диана, в мае 2019-го – президент Италии Серджио Маттарелла. Шамбор – самый популярный среди туристов замок страны. В среднем его посещает 750 тысяч человек в год. Н

Ценность Шамбора заключается в его архитектуре. Он создан в эпоху Возрождения. Поэтому востребован как фон для всего – от лент на историческую тематику до сказок. Также здесь часто снимают документальные фильмы.

Художественная фильмография замка и леса Шамбор:

1961 – «Принцесса Клевская». Режиссер – Жан Деланнуа. В ролях: Жан Маре и Марина Влади;
1993 – «Людовик – ребенок-король» режиссера Роже Планшона.

Документальные фильмы:

2000 – «Тайная жизнь леса» режиссера Лорана Шарбонье;
2004 – «Шамбор, загадка Франциска I»;
2018 – «Шамбор 1519–2019: возрождение»;
2019 – «Шамбор» Лорана Шарбонье.
Здесь проводятся выставки художников:

в сентябре 2010-го – выставка скульптур испанского скульптора Маноло Вальдеса;
в июне 2012-го – выставка картин Поля Ребейроля;
в июне 2013-го – выставка вещей графа Анри де Шамбора и его семьи.

С искусством и архитектурой короля Франциска знакомила в детстве его мать – Луиза Савойская. В ее честь стены замка украшены гравировками ее инициалов. Также стены украшают символы короля: буква F с короной – его эмблема, саламандра – личный символ. Ни в одном другом замке эти два символа не встречаются в таких количествах. В Средние века саламандра – символ огня и ораторского красноречия, но это еще и животное гармонии, олицетворяющее мир. Часть символов выполнены в перевернутом виде, чтобы Господь с небес рассмотрел, кому принадлежит замок.

Императорские короны – отсылка к Карлу Великому. Корона на вершине замка, увенчанная геральдической линией, – символ французской монархии. Франциск I Ангулемский не был сыном короля, поэтому через короны стремился подчеркнуть династическую преемственность.

Франциск I – один из первых исторических реконструкторов. В 1518 году он устроил празднование годовщины победы при Мариньяне. Гвоздем праздника стала реконструкция победоносного сражения. В лесу построили замок из древесины. Собрали пару тысяч подданных, которые изображали участников сражения. Под звуки канонады (пушки стреляли холостыми) они повторили ход битвы. Организатором королевских торжеств был Леонардо да Винчи.

Влияние архитектуры Шамбора заметно и в других зданиях. Одно из них – Лондонский университет.

Легенды о призраках в Шамборе тоже есть. В лесу охотится призрачный Тибо де Тришер, граф де Блуа. Так наказал его Бог за то, что заядлый охотник проявил неуважение. Он проигнорировал обедню в церкви, предпочтя охоту. Преследуя оленя, въехал в часовню на коне, а возмутившегося священнослужителя убил. За это граф обречен вечно охотиться на этого оленя по маршруту, которым промчался в тот злополучный день.

Стены замка испещрены надписями, оставленными туристами разных времен. Есть подписи «Жан де Лафонтен», «Виктор Гюго». Найдена даже надпись от короля Франциска рядом с окном спальни. Король написал: «Любая женщина изменяет». Среди надписей найдены подписи, стихи, молитвы, послания любви и политические лозунги («Да здравствует Франция!»).

Сегодня долина Луары – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, а Шамбор – одна из ее достопримечательностей. Поездка к замку на автомобиле займет всего 2 часа для туриста из Парижа, а из Блуа сюда приезжают на велосипедах. Также до замка едут поездом с парижского вокзала Аустерлиц, который идет в Блуа-Шамбор. Время в пути – 1 час 20 минут.

Шамбор разработан королем как манифест потомкам. Политический, династический, художественный и философский. Он изобилует скрытыми символами. Значение некоторых утрачено, но их загадки и через 200 лет по-прежнему интересуют исследователей.

 

| Теги: АРХИТЕКТУРА, долина Луары, Шамбор, замок, Chambord, Леонардо да Винчи, Франция | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0