Традиционное искусство маори развивалось в местности бьющих гейзеров и клокочущих глинистых прудов
Дома собраний считались у маори живыми существами. Резьба по дереву и изображения, которыми они были украшены, документально свидетельствовали об истории отдельных родов. На этой иллюстрации - Дом собраний в Роторуа.
Около ста лет назад местность возле Роторуа была необработанной и болотистой, поросшей зарослями кустарника. Здесь пенились горячие источники, фонтаны гейзеров били ввысь, а воздух был напоен паром и запахом серы. Сегодня эта местность покрыта лужайками и лесами и стала излюбленным местом жителей Новой Зеландии. В городе Роторуа 60 000 жителей, но ежегодно он привлекает в десять раз больше туристов.
До прихода европейцев здесь столетиями обитало маорийское племя те араба, и до сих пор в этой части страны ощутимо влияние культуры маори. Племя те араба в войнах с маори поддерживало британцев, из-за чего они впоследствии подвергались нападкам других племен. Европейцев эти края привлекали более всего лечебными свойствами горячих источников. В 1880 году правительство Новой Зеландии пришло к согласию с вождями те араба, убедив их устроить на берегу озера Роторуа курорт, и эти купальни до сих пор остаются самой притягательной точкой города.
В поселке маори Огайнемуту стоит украшенный искусной резьбой по дереву и очень красивый Дом собраний (мараэ), построенный в XIX веке. Искусство резьбы по дереву занимало в жизни маори почетное место. Это занятие считалось почти религиозным обрядом, который воплощает родовые мифы, обновляет и хранит их. Это ремесло являлось исключительно мужским занятием, и женщинам не дозволялось даже присутствовать там, где мужья выполняли эту работу.
Искусство маори в РоторуаГейзер в Роторуа. Маори готовили пищу над горячим паром, поднимающимся прямо из земли.
Дома собраний были для родов маори духовными центрами и находились всегда посреди поселка. Они считались живыми существами. Внутреннее помещение называли животом, балки - позвоночником, а маску над гребнем крыши - головой. Дома собраний богато украшались резьбой по дереву, изображениями богов, предков и событий далекого прошлого. Таким образом каждый род мог документально повествовать о своей истории, выражая этим и свою духовную позицию.
Резчики-маори демонстрировали свое искусство также и в христианских храмах, например в церкви Святой Веры в Огайнемуту. Она была построена в 1910 году (частью из дерева) и богато украшена резьбой и ткаными настенными коврами. Одно изображение представляет Иисуса в перьевом облачении вождя маори идущим по водам озера Роторуа. Перед храмом находятся могилы вождей маори. Эти надгробные памятники подняты над землей для защиты от гейзерного пара.
Изделия ремесленников из племен маори изучают теперь в Институте искусств и ремесел в районе Вхакареварева (или, короче, Вхака). Там же можно увидеть, как работают художники - резчики и ткачи. Институт находится в поселке маори, который выстроен еще в старом стиле. Он обнесен высокой стеной на сваях, а войти в него можно через впечатляющие ворота, украшенные гротескными фигурами людей и зверей - героев известных маорийских сказаний.
В Доме собраний бывают представления: традиционные песнопения и танцы в национальных костюмах. Проводятся также специальные мероприятия, посвященные национальной кухне маори. Повара используют водяной пар горячих источников, которых в округе более чем достаточно.
|