Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Вторник
26.11.2024
04:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2015 » Февраль » 5 » ЮБИЛЕЙНАЯ ЯРМАРКА ИСКУССТВА В БРЮССЕЛЕ ШОКИРУЕТ, ВОСХИЩАЕТ И ПРОСВЕЩАЕТ
03:16
ЮБИЛЕЙНАЯ ЯРМАРКА ИСКУССТВА В БРЮССЕЛЕ ШОКИРУЕТ, ВОСХИЩАЕТ И ПРОСВЕЩАЕТ


В Брюсселе проходит одна из самых старых и важных в Старом Свете ярмарок искусства Brussels Art Fair (BRAFA). В этом году BRAFA отмечает юбилей, ей исполнилось 60 лет, но года пошли ей только на пользу.
 

Созданная некоммерческой ассоциацией «Ярмарка антикваров Бельгии» BRAFA каждый год традиционно привлекает в Брюссель коллекционеров, искусствоведов, журналистов и представителей музеев со всего мира. Обычно средняя посещаемость ярмарки за девять дней (плюс три дня закрытого для широкой публики вернисажа) составляет более 55 тыс. человек. В этом году, вполне возможно, цифра окажется еще более значительной, так как цена билета в 20 евро кажется более демократичной, чем у голландской TEFAF, проходящей в марте в Маастрихте. На 25 января, когда были подведены первые итоги, прицениться к антиквариату уже пришло около 20 тыс. человек. BRAFA располагается в просторных залах старинной сортировочной почтово-таможенной станции Tour & Taxis, сейчас выставочная площадь составляет 15 400 кв. м.
Организаторы сознательно не желают увеличивать количество галерей, и 126 участников из 15 стран кажется им вполне сбалансированным числом. Подавляющее большинство – из Бельгии (их примерно 40%), много галерей из соседних Германии, Франции и Монако, Швейцарии, Венгрии, Италии, есть участники из Великобритании, Канады, Испании и США.
BRAFA – заметное явление в жизни города, узнаваемые сине-белые флаги ярмарки украшают Брюссель, а вернисаж не обходится без представителей королевской династии Бельгии. На этот раз своим визитом гала-ужин ярмарки почтила ее королевское высочество принцесса Астрид и ее супруг принц Лоренс Австрийский-Эсте.  Кстати, открытие запомнилось еще и тем, что  в проходах-«улицах» между галереями выставили столы, накрытые для ужина участников ярмарки. Арт-дилеры и галеристы вели светские беседы, и никто из них, несмотря на хороший сигнал Wi-Fi, не работал в своем смартфоне. Для европейцев общение за ужином – святое.
Бесполезно пытаться выделить определенную направленность BRAFA – размах ярмарки весьма широкий –  здесь можно найти и мумии, и предметы античности, ковры, старых мастеров и импрессионистов, русские иконы, гравированные карты и современные комиксы о похождениях кота (Le chat Филиппа Гелюка).  Комиксы вообще отличительная черта BRAFA, так что без приключений мальчика Тинтина и его фокстерьера Сноуи («Снежок») не обошлось и в этом году. Галерея Huberty Breyne оценила обложку авторства Эрже, созданную в 1942 году для одного из выпусков комикса под названием «Загадочная звезда»,  в 2,5 млн евро.
Много на BRAFA работ знакового для Бельгии художника Джеймса Энсора. Незаурядный мастер, в работах которого поразительным образом смерть и отчаяние переплетаются с юмором, оказал большое влияние на поколение экспрессионистов и сюрреалистов. Энсоровский «Натюрморт с овощами и попугаем» (1920) у галереи  Francis Maere Fine Arts  оценен в 1 млн евро, а небольшие работы «Мертвая кокетка» 1923 года и «Автопортрет» на стенде Harold t’Kint de Roodenbeke, принадлежащем президенту административного совета BRAFA, продаются за 155 тыс. евро и 37,5 тыс. евро соответственно.
Тему смерти раскрывает и британская галерея Finch – с черепами и работающей игрушкой-гильотиной. Однако лидером по редкости стоит назвать монакскую галерею Dario Ghio с ее изрядно поеденной червями разлагающейся головой человека, около которой сидит крыса. Созданное таксидермистом Гаэтано Джулио Зумбо (1656–1701), работавшим для Медичи и Людовика XVI, произведение стоит 200 тыс. евро и ждет покупателя с крепкими нервами.  О том же momento mori заставляет вспомнить миниатюра XVII века, представляющая портрет наполовину женщины, наполовину скелета (у Porfirius Kunstkammer).
Интересную серию из восьми картин (гуашь, бумага), изображающую извержение Везувия, представляет швейцарский стенд Galerie Grand-Rue. Картины, написанные малоизвестным художником  Фердинандо Роберто, работавшим в Неаполе конца XVIII века до 1830-х годов, показывают разные стадии извержения неугомонного вулкана. Еще до официального открытия ярмарки около этих картин стояла красная точка – продано.
Серию, возможно, приобрели даже до BRAFA, но новые владельцы разрешили показать ее на ярмарке.
За «старых мастеров» отвечало не так много галерей. Douwes Fine Arts привезла Пауля Морельса, его лаконичный на темном фоне «Портрет леди, держащей часы» оценен в 130 тыс. евро, а «Портрет Питера де Греффа»  Герарда Терборха в 345 тыс. евро. Традиционные голландские натюрморты (Жан Батист ван Форненбург), катания на льду (Адам ван Брен) были замечены у парижской Galerie Florence de Voldere. Прекрасный «Натюрморт  с устрицами, наутилусом, лимоном и другими предметами»  1662 года работы Виллема Клас Хеды показывает галерея Jan Muller Antiques.
Старинные ювелирные украшения показывала Epoque Fine Jewels. Подвеска эпохи ар-нуво с профилем женщины, чьи волнистые локоны превращаются в растения, подписана парижским ювелиром Lucien Gautrait и датируется 1900 годом. Подвеска с русалочкой  (особенно отмеченная организаторами BRAFA и вынесенная в highlights – главные, топовые вещи) датируется примерно 1870 годом. Хвост, похожий на щупальца кальмаров, у существа на подвеске раздваивается в районе бедер и обвивает руки морской обитательницы. Как пояснили «НГ-Антракт» в галерее, возможно, такая интерпретация идет от скульптур, украшавших углы старинных домов. Золотая фигурка русалки в бриллиантовом колье, с покрытым розовой эмалью хвостом стоит 85 тыс. евро. Рядом  на витрине пара «кружевных» бриллиантовых серег-жирандолей конца XVIII века (210 тыс. евро). Подобные серьги в первозданном виде встречаются достаточно редко из за того, что их любили разбирать по частям, превращая в серьги другого типа или подвески.
Произведения русских мастеров, за исключением, пожалуй, Марка Шагала (в швейцарской галерее Charly Bailly за 2,6 млн евро), сосредоточены у  Kunstberatung Zurich, совладельцем которой является Адриан Мельников (ему же принадлежит московская галерея «Академия художеств»). Kunstberatung Zurich  – чрезвычайно активная галерея, которая принимает участие во всех значимых антикварных проектах («Московский международный Салон изящных искусств» в 2013 году и прошлогодний TEFAF в Маастрихте), на BRAFA она показывает художников XX века, так или иначе связанных с Россией. На стенде, дизайн которого в стиле ар-деко разработал француз Жюльен Боаретто, правнук Галы Дали, – работы Василия Кандинского, Тамары де Лемпицка (натюрморт «Ключ и яйцо» 400 тыс. евро), Сальвадора Дали, Григория Глюкмана («Дневные грезы» 500 тыс. евро), Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Андре Ланского. Здесь же одна из самых дорогих работ на BRAFA – поздний, 1929 года,  «Зимний пейзаж» Казимира Малевича, оцененный в 7 млн евро.
Однако далеко не все на BRAFA стоит миллионы или сотни тысяч. Коллекционерам книг и гравюр отрадно будет зайти в Clam BBA, где цены на прижизненные издания, отдельные гравированные листы или рекламки ар-нуво в очень хорошем состоянии начинаются от 150 евро.
BRAFA хорошо известна своими выставками, и на 60-летие ярмарки устроители решили отдать дань уважения своим, отечественным коллекционерам. Помочь с отбором участников и произведений, сделать выставку «Бельгийский коллекционер» BRAFA помог Фонд культурного наследия короля Бодуэна, который делает все возможное для сохранения и популяризации бельгийского искусства. Он занимается реставрацией, приобретает произведения искусства, сдает их в аренду музеям и на выставки.  Так, благодаря фонду   широкой публике показали работы Рене Магритта «Невежественная фея, или Портрет Анны Марии Кроэ»,  Антониса Ван Дейка «Портрет Питера Стивенса», полукруглый стенд, уставленный китайскими табачными пузырьками, серебряный кувшин для воды, принадлежавший Питеру Паулю Рубенсу.
Во время работы ярмарки на так называемый молчаливый аукцион выставлен женский портрет бельгийского художника Поля Дельво «Красная штора», написанный в  1934 году. (Выручка от продажи пойдет на борьбу с раком Ассоциации друзей института Жюля Борде и благотворительной организации Televie.) Смысл аукциона сводится к следующему –  желающие приобрести работу опускают свою заявку с ценой в специальную коробку, когда BRAFA будет завершаться, коробку откроют и указавший большую сумму и окажется новым владельцем масштабного полотна.
Дополняет ярмарку лекционная программа BRAFA Art Talks. Известный (в России в том числе) дизайнер интерьеров и архитектор Бриджит Саби рассказала о феномене оформления огромных океанских лайнеров в стиле ар-деко,  тему эротики в рисунках Пабло Пикассо исследовала Доминик Дюпюи Лабе, а реставратор Энн Ван Гревенштейн-Крузе поделилась секретами живописи братьев ван Эйк. Несколько створок  «Гентского алтаря» находятся сейчас на реставрации в Музее изящных искусств в Генте, и, по словам лектора, это отличная возможность самыми современными способами исследовать и выявить первоначальный слой живописи этого шедевра фламандской живописи XV века.

 

| Теги: Ярмарка, Посетители, искусство, галерея, публика, шоу, Брюссель, Туризм, бельгия, выставка | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0