Станислав Власенко
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
02.05.2024
10:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2020 » Апрель » 19 » КРЕПОСТИ КРЕСТОНОСЦЕВ
22:41
КРЕПОСТИ КРЕСТОНОСЦЕВ

Достаточно даже сегодня посмотреть на Европу, как мы заметим укрепленные феодальные замки, находящиеся подчас в развалинах, а иногда и в полной сохранности или в состоянии реконструкции, проводимой группами энтузиастов и молодежи. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты замками.

Во Франции насчитывается около 600 замков (а было их свыше б000!): одни из них – подобно замку Пьерфон (к северу от Парижа) или же замку О’Кенигсбург (в Эльзасе) – полностью восстановлены, от других же – таких, как замок Меен-сюр-Иевр около Буржа или башня Монлери – остались лишь руины. В свою очередь, Испания сохранила свыше 2000 замков, из которых 250 находятся в полной целости и сохранности.

Все эти замки (и доспехи средневековых рыцарей!) строго индивидуальны и непохожи один на другой: каждая страна породила свой собственный стиль, который свойствен только ее постройкам. Еще они отличаются друг от друга статусом их сеньоров: король, принц или простой мелкопоместный барон, вроде того пикардийского феодала по имени Робер де Клари, который владел феодом размером всего в шесть гектаров. Они различаются и выбором места постройки, стоят ли они в горах (замки Тарасп или Сион в Швейцарии), на берегу моря (например, замок Карнарвон в Уэльсе), по берегам рек (замок Мариенбург в Польше) или же на открытом поле (замок Сальс в провинции Руссийон). Даже то, находятся ли они во влажном или умеренном климате, благоприятствующем произрастанию лесов, как это имеет место в случае с Куси, или же на границе каменистой пустыни, подобно Крак де Шевалье в Сирии, влияло на их архитектуру и внешний вид.

Однако в любом случае укрепленные феодальные замки восхищают нас своей поразительной мощью независимо от того, в хорошем ли они состоянии или сильно разрушены неумолимым временем за восемь или девять веков своего существования. И тот бесцеремонный землевладелец, которому захотелось убрать груду обломков, наваленных посреди его поля, хорошо знает, каких трудов ему это стоило, а ведь техника сейчас совсем не та, что была тогда, и… сколько же тогда труда стоило все эти камни на него доставить?!

Опять-таки хотя все замки и выглядят по-разному, реально разница между ними существовала, прежде всего, из-за их назначения. Одно дело замок – жилище для сеньора, и совсем другое – замок, принадлежащий какому-нибудь духовно-рыцарскому ордену или тому же королю, пожелавшему его строительством закрепить свою власть. Это и иные масштабы строительства, и подчас быстрота, с которой эти замки возводились, и – едва ли не самое важное для обороны замка от неприятеля кем бы он ни был – это содержащийся в нем гарнизон.

Ну, а для местных жителей, обитавших в селениях поблизости от замка, он был и убежищем, и гарантом безопасности, и источником доходов. К тому же именно замок являлся в тогдашней серой и обыденной жизни источником всех наиболее интересных новостей, а, значит, и сплетен, и пересудов. Хотя нам известно о многочисленных крестьянских восстаниях, имевших место в средние века, есть множество других примеров, из которых явствует, что во многих случаях и крестьяне, обитавшие вокруг замков, и их сеньоры, жившие внутри замковых стен, составляли как бы одно целое и даже, случалось, и действовали сообща!

Да, но как все-таки строились эти каменные твердыни, которые даже и сегодня восхищают нас своими размерами и прочностью стен? Неужели и здесь не обошлось без космических пришельцев, которым так упорно сегодня некоторые приписывают авторство египетских пирамид? Конечно, нет! Все было гораздо проще и сложнее. Например, феодал не мог привлечь к строительству замка своих крепостных. Даже если ему этого и очень хотелось. Барщина – то есть трудовая повинность в пользу владельца или владельцев замка была неизменная и ограничена местными обычаями: крестьян можно было, допустим, заставить вычистить замковый ров или перетащить на строительство бревна из леса, но и не более того.

Получается, что замки строили свободные люди, имевшие право свободного передвижения по стране и было их при этом немало. Да-да, это были люди свободные, ремесленники, которым за работу следовало регулярно платить, а сельская барщина оставалась лишь неким подспорьем для феодала, но и не более того. Ведь ясно, что работа с камнем требовала настоящих знатоков своего дела, и откуда им было взяться у крестьян? Ну, а если феодалу хотелось, чтобы работа шла быстро, то кроме каменщиков приходилось нанимать еще и разнорабочих, которых тоже требовалось немало! Например, известно, что возведение замка Бомарис Касл в Англии осуществилось очень быстро – с 1278 по 1280 год, однако при этом использовался труд 400 каменщиков и еще 1000 разнорабочих. Ну, а если сеньор больше не мог платить, для мастеров по камню всегда находилась работа: где-то неподалеку мог находиться какой-нибудь собор, церковь, строящийся город, так что их рабочие руки в то время требовались всегда!

Несмотря на римское наследие в области каменного дела, большинство крепостей, построенных с VI по X век, были сделаны из дерева. И только уже позже начинает использоваться камень – поначалу в виде небольших камней, но постепенно все более крупных и более правильной формы. Это так называемый бутовый камень, из которого строится большинство европейских замков, хотя, например, в той же Ливонии практически все замки были построены из кирпича. Вертикальные поверхности стен делались совершенно гладкими, чтобы помешать врагу найти какие-нибудь зацепки во время штурма. Начиная с XI века, будут все чаще обращаться к кирпичу: он менее дорог и обеспечивает большую прочность постройкам при обстреле. Однако очень часто строителям приходилось довольствоваться тем, что было поблизости от стройки, потому что упряжка волов с грузом весом в две с половиной тонны была не способна осилить за день свыше 15 километров пути.

Что ни говори, а некоторые из возведенных в то далекое время замков просто поражают воображение. Например, замок Куси во Франции был столь велик, что вход в него охраняла цилиндрическая башня (донжон) высотой 54 метра и шириной 31 метр. Кроме того, его защищали целых три крепостные стены, последняя из которых целиком опоясывала городок Куси. Когда в 1652 году замок решили взорвать, то применением пороха удалось всего лишь слегка покрыть трещинами стены! Сорок лет спустя землетрясение расширило эти трещины в кладке, однако башня устояла. В конце XIX века были предприняты кое-какие реставрационные работы. Но в 1917 году германской армии зачем-то понадобилось разрушить его до основания, и это потребовало 28 тонн самой современной взрывчатки! Вот насколько этот замок был велик и прочен, хотя семейство Куси отнюдь к высшей знати не принадлежало. «Ни король, ни принц, ни герцог и не граф – учти: я сир Куси» – таков был девиз этого заносчивого рода!

Всего год, с 1196 по 1197 потребовалось английскому королю Ричарду Львиное Сердце чтобы построить крепость Шато-Гайяр, чем он впоследствии очень гордился. Замок был построен по типично нормандскому проекту: насыпь, окруженная рвом, возвышалась на краю холма, на самом берегу реки Сены. Первый бастион охранял ворота, а две высокие крепостные стены защищали донжон. Замок должен был служить опорой английским владениям в Нормандии, и именно поэтому французский король Филипп-Август в 1203 году взялся ее осаждать. На первый взгляд он казался неприступным, однако король Франции начал с того, что принялся разорять окрестности и вынудил местных жителей (свыше тысячи человек) укрыться за его стенами. Вскоре там начался голод, и защитникам пришлось их прогнать.

Тогда Филипп-Август приказал засыпать рвы, сделать подкопы и заминировать башни. Первый бастион пал, и осажденные укрылись в центральной части. Но однажды ночью французы проникли и туда, в самое сердце замка, а пробрались они туда через... отхожее место, у которого оказалось уж слишком широкое отверстие! Они опустили подъемный мост, началась паника, а в результате его гарнизон сдался, даже не успев спрятаться в донжоне.

Что же касается замков крестоносцев, то в Святой земле, которую в Европе называли еще также Аутремер или «Нижние земли» (а назывались они так, потому что изображались внизу тогдашних европейских карт, и, отправляясь на Восток, крестоносцы как бы перемещались «сверху вниз»), они появились практически сразу, как только рыцари туда добрались. Многие замки и крепости они захватили, а после перестроили, и среди них – замок Крак де-Шевалье или «Замок рыцарей», который настолько интересен во всех отношениях, что рассказать о нем нужно поподробнее.

Впервые крестоносцы захватили его еще в 1099 году, но быстро оставили, поскольку торопились в Иерусалим. Вновь крепость была отбита у мусульман уже в 1109 году, а в 1142-м передана госпитальерам. Те укрепили стены, заново отстроили казармы, часовню, кухню с мельницей и даже... многоместную и тоже каменную уборную. Мусульмане предприняли множество атак, пытаясь вернуть себе «крепость на холме», но всякий раз неудачно.

В результате землетрясения 1170 года замок получил повреждения, и манера строительства его значительно изменилась. На смену строгостям и простоте романского стиля пришла утонченная готика. Кроме того, в конце XII – начале XIII веков в Краке не только перестроили разрушенные землетрясением часовню и отдельные башни, но и огородили еще и мощной внешней стеной.

Между наклонным контрфорсом в западной части крепости и ее внешней стеной был сделан беркиль – глубокий водоем, служивший не только и в качестве хранилища воды, но и дополнительной защитой от врагов. Размеры помещений замка потрясают воображение. Например, в нем есть галерея – 60-метровый зал, построенный мусульманами и использовавшийся ими всего лишь как конюшня.

В кладовых замка хранили зерно, оливковое масло, вино и провиант для лошадей. Помимо того, рыцари имели многочисленные стада коров, овец и коз. Колодец внутри замка снабжал рыцарей водой, кроме того, вода в него поступала также по акведуку из природного источника.

Одна из самых ранних построек замка – часовня в романском стиле - была расписана по византийскому канону, хотя надписи на фресках и были на латыни. На стенах висели знамена и военные трофеи, оружие погибших рыцарей... и даже сбруи их лошадей. После того как замок был взят мусульманами здесь была устроена мечеть.

К началу XIII века крепость Крак стала настолько мощным укреплением, что в ней в течение пяти лет могли пережить осаду две тысячи человек.

О ее защищенности говорит также и то, что она была последним прибежищем крестоносцев на Востоке. Сам Саладин, не раз обращавший свой взор на высокие стены Крака, долгое время не решался на его штурм, считая, что атака этой крепости будет равносильна отправке воинов на верную смерть. Поэтому он ограничился тем, что уничтожил у стен замка посевы и присвоил себе скот крестоносцев, пасшийся неподалеку, чем причинил им большие убытки. Египетский султан Бейбарс, отбивший у европейцев все их укрепления, как и Саладин, тоже отдавал себе отчет в том, что взять Крак штурмом или измором – дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым в нем мог обороняться гарнизон сравнительно небольшой численности, а также огромные запасы продовольствия создавали ему ну просто беспримерный «запас устойчивости». Однако султан все же решился на штурм восточной части его укреплений и, хотя и понес большие потери, все же сумел пробиться в пространство между внешними и внутренними стенами. Но завладеть цитаделью замка целиком оказалось очень сложно. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана попали в самое сердце «гнезда госпитальеров». Однако немногочисленный гарнизон не сдался и после этого, а укрылся от них в самом укрепленном месте – южном редуте, где хранились главные запасы продовольствия.

Теперь, чтобы выманить их из этого укрытия, нужна была хитрость. Было изготовлено письмо якобы от Великого магистра ордена с приказом о сдаче крепости. 8 апреля его доставили в гарнизон, и ее защитникам ничего не оставалось, как выполнить волю «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются иной версии. По их словам, арабы, якобы переодевшись христианскими священниками, пришли к стенам замка с мольбами защитить их от воинов-мусульман. А когда, мол, доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили спрятанное под одеждой оружие. Как бы там ни было, но Крак был все-таки взят. Однако всем уцелевшим рыцарям мусульмане сохранили жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а затем была и вовсе заброшена. Там, как и во многих других забытых крепостях, расположилось небольшое поселение.

Орденские замки, построенные в Европе, также отличались от всех прочих как своими размерами, так и тем, что в них вместо обычной часовни строили сравнительно крупную церковь, способную вместить всех братьев-рыцарей, которые проводили в ней время в молитвах. Под трапезную в орденских замках также отводили самое большое помещение, поскольку в ней одновременно должны были принимать пищу сразу несколько сотен человек (рыцарей и сержантов ордена), чего никогда не бывало в тех замках, которые принадлежали одному феодалу.

Боевые башни в орденских замках обычно старались располагать по его углам и строили их специально так, чтобы они возвышались над стенами на один этаж, что позволяло обстреливать из них не только местность вокруг, но еще и сами стены. Конструкция бойниц была такова, что обеспечивала стрелкам как значительный сектор обстрела, так и надежную защиту от выстрелов неприятеля. Высота стен замка была сравнима с высотой современного трех-четырехэтажного дома, а толщина могла быть четыре и более метров. В отдельных крупных замках было несколько рядов стен, а подходы к внешним стенам обычно защищали рвы с водой и частоколы. В склепе под церковным полом хоронили павших братьев-рыцарей, а надгробья украшали их скульптурные изображения из камня, выполненные в полный рост – эффигии. Вместительная церковь внутри замка служила рыцарям для совместных молитв и собраний. Донжон, «крепость в крепости», самая большая и высокая башня в замке – был самым последним и самым надежным оплотом для его защитников. Для винных погребов рыцари и, в особенности, тамплиеры места не жалели, поскольку употребляли вино не только во время застольных трапез, но и в как лекарство. Убранство трапезной орденских замков отличалось аскетизмом и состояло из деревянных столов и лавок при самом минимуме украшений, так как все связанное с телесными удовольствиями в духовно-рыцарских орденах считалось греховным и находилось под запретом. Жилые помещения братьев-рыцарей также не отличались большой роскошью, как, впрочем, и отдельные покои командующего замковым гарнизоном. Предполагалось, что все свободное от войны время рыцарям следует проводить в воинских упражнениях, а также поститься и молиться.

По всему верху стены обычно проходил крытый боевой ход с амбразурами для стрельбы по противнику. Очень часто его делали так, чтобы он немного выступал наружу, и тогда в полу у него также проделывали отверстия, чтобы через них бросать вниз камни и лить кипяток или горячую смолу. Винтовые лестницы в башнях замка тоже имели оборонительное значение. Их старались закручивать так, чтобы у нападающих стена находилась справа, что делало невозможным замах мечом.

Крестоносцы в Святой земле использовали в качестве укреплений самые различные объекты, включая древнеримские амфитеатры, базилики и даже – пещерные монастыри! Одним из них стал монастырь Айн-Хабис, представлявший собой несколько пещер, вырытых византийскими монахами прямо посреди отвесного обрыва в долине реки Ярмук. Долгое время никто и не знал, где эти монахи устроили свое уединенное убежище, пока в долину не пришли крестоносцы. У тех не было времени на то, чтобы строить здесь сильную крепость, и они превратили в нее пещерный монастырь, соединив все его залы деревянными лестницами и балюстрадами. Опираясь на него, они стали контролировать путь из Дамаска в Египет и Аравию, что, конечно же, не понравилось правителю Дамаска. В 1152 году мусульмане атаковали эту горную крепость, но не смогли ее взять и отступили, после чего король Иерусалима прислал сюда большой гарнизон.

В 1182 году Саладин решил любой ценой захватить Айн-Хабис, для чего отправил на его штурм отборный отряд воинов, с которыми были специалисты по подкопам, хорошо зарекомендовавшие себя во время осад других замков, построенных крестоносцами. Воины захватили нижнюю галерею монастыря, после чего из одного из его внутренних помещений был прорыт потайной ход наверх, через который они ворвались внутрь, причем там, где европейцы их совсем не ожидали. В результате крепость пала спустя лишь пять дней после начала осады!

Но крестоносцы решили вернуть себе монастырь и принялись осаждать его не только снизу, но и сверху. Чтобы лишить защитников воды, они принялись сбрасывать большие камни, которые разрушили водосборник, питавший монастырь водой, после чего мусульмане сдались.

То есть крестоносцы были не только хорошими воинами в плане навыков владения мечом и копьем, но и понимали толк в архитектуре и для строительства своих замков нанимали толковых инженеров. Одним словом, уповая на Христа, они отнюдь не чурались и достижений тогдашней военной науки и техники!
 

| Теги: Франция, Крестоносцы, крепость, укрепление, замок | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
RSS

Подписка на новости от Станислава Власенко по Email

Поиск
Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0