Крестьянин, запыхавшись, ворвался в таверну: ему не терпелось рассказать односельчанам о невероятной находке. В жаркие послеполуденные часы этого осеннего дня 1961 года, распахивая участок, он совершенно случайно натолкнулся на остатки какого-то фундамента; было ясно, что каменистая земля его скудного поля вблизи города Пафоса на юго-западном побережье Кипра таит в себе бесценные сокровища
Но ни друзья, ни позже администрация округа к его рассказу особенного интереса не проявили. Они-то знали, что в этих бедных полях, куда ни копнешь, наталкиваешься сразу на свидетельства почти 9000-летней истории острова, где у морского берега, как рассказывает миф, из пены появилась на свет богиня Афродита.
Именно поэтому иностранные археологи поставили перед собой задачу сохранить архитектурные сооружения античности па Кипре. За долгие годы неустанного труда им удалось освободь из-под земли множество построек. При этом они обнаружили великолепные мозаики, причисленные ныне к сокровищам человечества в Восточном Средиземноморье.
Уже в XII столетии до Р.Х. микенские поселенцы основали на холме близ того места, где вышла из пены Афродита, храм из трех помещений и посвятили его богине.
Молодые матери по старинному обычаю ставят на камне в храме свечки Деве Марии, чтобы у них появилось молоко. Кто знает, не наследие ли это культа Афродиты, чье святилище в Старом Пафосе привлекало бесчисленных поклонников в античные времена.
Почти незаметны, укрыты между отдельными селениями архитектурные сокровища прошедших эпох (они, между прочим, жестоко страдали во время многочисленных землетрясений): виллы, некрополи, катакомбы Святого Соломона и раннехристианская базилика, посвященная Пресвятой Деве в Порту. Храм, расположенный за портовым рестораном (что знаменит своими пеликанами), был частично разрушен сарацинами, но арабские надписи на колоннах свидетельствуют о том, что и завоеватели использовали это здание для молитвы.
Колонна Павла напоминает о неутомимой деятельности Апостола: вместе с Варнавой он пытался (хоть и без особенного успеха) обратить местных жителей в христианскую веру, а после ожесточенной схватки был бит плетьми у этого столба за свое миссионерское рвение. К эпохе Птолемеев относятся царские гробницы. Вход в гробницы похож на места захоронений египетских фараонов, на камне сохранились остатки росписей. В порту на набережной высятся стены франкского укрепленного замка; турки перестроили его в форт.
Квадратная в плане крепость Saranta Kolones (Сорок колонн) долгое время служила каменоломней, но ее очертания и сегодня угадываются в руинах на дороге к римским виллам.
Просторные виллы с внутренними двориками, украшенные фантастически красивыми мозаиками па темы греческих сказаний о героях, как и Одеон (театр), как и святилище Эскулапа-бога врачевания, принадлежат к высшим художественным достижениям римской эпохи. Дом Тесея был резиденцией проконсула, по чьей воле в южном крыле мозаикой увековечили историю Ахилла. Греческие мастера создали ценнейший декор стен и пола из пестрых камешков в Доме Эона, где находится скульптура Леды с лебедем.
|