Или о доступе к финансам и другим сдерживающим факторам
Кооперация в сельском хозяйстве и раньше развивалась слишком медленно, а сегодня практически приостановилась. И это несмотря на неоднократные правительственные кампании, направленные на развитие обслуживающих кооперативов, и поддержку проектов технической помощи. Так, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия, с 1 апреля 2014 года и до 1 января 2015 года количество зарегистрированных обслуживающих кооперативов даже сократилось с 1027 до 1022, а количество действующих – с 666 до 613 или на 8%.
Актуальность темы на текущий момент
Следует отметить, что именно развитие кооперативов может быть спасением для села, где большинство населения фактически не имеет работы (что бы нам по этому поводу ни говорила статистика), ведь именно содействие самозанятости населения является самым дешевым способом смягчения (а в перспективе и решения) вопиющих социальных проблем украинского села. Даже сейчас, когда на территории страны ведутся военные действия, этот вопрос остается актуальным, ведь людям в селе как-то нужно жить.
Что касается молочной кооперации, то ее актуальность приобретает сейчас даже особое значение, и на то есть две причины.
Первая причина заключается в том, что в Украине сейчас оказалось под угрозой само существование молочных кооперативов. Так, в Верховной Раде 12 декабря 2014 года зарегистрирован законопроект № 1368 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно улучшения условий для ведения сельского хозяйства», и в пятом разделе этого законопроекта предлагается внести изменения в Закон Украины «О молоке и молочных продуктах». В частности, статья 9-1 фактически запрещает осуществлять закупку молока в обслуживающих кооперативах.
Вторая причина связана с тем, что в 2015 году меняются правила государственной поддержки производителей молока. Текущий государственный бюджет не предусматривает выплаты дотаций на каждый килограмм проданного молока за счет возвращения НДС. Само по себе это будет иметь негативное влияние на сектор, но причины такого состояния дел понятны всем. С другой стороны, отмена дотаций убирает одно из ограничений для развития кооперативов. Ведь дотации на килограмм проданного молока выплачивались лишь сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Обслуживающий кооператив не является товаропроизводителем, потому не мог получать эти дотации. Это существенно ограничивало возможности кооператива, вынуждало его идти на разные обходные схемы. Сейчас, когда с прекращением выплаты дотаций кооперативы фактически получили равные возможности с другими операторами рынка сырого молока, дело вроде может сдвинуться с мертвой точки (если, конечно, не вступит в действие статья 9-1 упомянутого законопроекта).
Поэтому будут ли в Украине развиваться молочные кооперативы? И что для этого необходимо? Мы не сдвинемся с места в понимании этого вопроса до тех пор, пока не поймем причины низкой эффективности уже проведенных мероприятий, так же, как и того, каковы ключевые предпосылки успеха. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Мотивация (или о потенциальных выгодах членов кооператива)
Люди создают кооператив, чтобы получить определенную выгоду. Иначе дело не стоит усилий. Откуда эта выгода может взяться? Есть два основных источника:
1. Возможность дороже продать продукцию на счет увеличения ее партии и предпродажной обработки;
2. Возможность дешевле закупить ресурсы.
Это реально. Например, оптовая цена на такие ценные корма, как жмых или шрот, может быть в два раза ниже, чем розничная. Хуже с ценой реализации молока. Кооперативу непросто получить за него хорошую цену, но продать его дороже вполне реально, особенно, если кооператив способен обеспечить соответствующие количество и качество молока. С другой стороны, есть и затраты.
Затраты кооператива
Затраты молочного кооператива состоят главным образом из двух частей:
1. Затраты на закупку молока у населения;
2. Затраты, связанные собственно с деятельностью кооператива.
Следует отметить, что закупать молоко у своих членов кооператив должен по ценам, по крайней мере, не ниже рыночных, ведь иначе создание кооператива теряет смысл. Исключением являются разве что те случаи, когда молочный кооператив создается в селе, где раньше вообще никто не собирал молоко. Ведь именно в этих селах цена действительно может быть ниже рыночной и на практике является такой.
Для начала своей деятельности молочному кооперативу, прежде всего, нужен молокоприемный пункт (МПП). Это значит, что будут иметь место затраты на строительство или приобретение помещения. То есть, нужно будет инвестировать в помещение (тогда эти затраты лягут на себестоимость услуг в виде амортизации). В ином случае помещение необходимо будет арендовать (тогда на себестоимость лягут затраты на аренду). Купленное или арендованное помещение наверняка потребует ремонта – это тоже затраты. Нужно будет также приобрести или арендовать охлаждающий танк и соответствующее лабораторное оборудование, подвести воду и электроэнергию (если нет) и пр.
Когда МПП начнет работать, нужно будет также нести регулярные затраты на электроэнергию, моющие средства, затратные материалы и пр. Кроме того, в кооперативе должны быть председатель и бухгалтер. Кто-то должен также принимать молоко, кто-то – довозить его из отдаленных сел… То есть, с самого начала деятельности кооператива в нем должны работать хотя бы 2-3 человека.
Даже если эти люди согласны начинать работу в инициативном порядке и в надежде, что это окупится в будущем, все равно понятно, что долго так продолжаться не может и им вскоре придется платить. Если нет – они украдут больше. Варианты, когда кооперативы становятся местом трудоустройства на различные должности (нужные и не очень) родственников председателя кооператива, председателя сельсовета, депутатов разных уровней или районного или областного руководства, мы не рассматриваем вовсе, но такое случается. То есть, так или иначе, но кооператив должен нести определенные затраты как для осуществления начальных инвестиций, так и для обеспечения себя хотя бы минимумом оборотных средств.
Самый дешевый вариант деятельности кооператива может предусматривать, что помещение он берет в аренду и ремонтирует его собственными силами, а танк бесплатно получает от перерабатывающего предприятия, хотя это и ставит кооператив в зависимость от него. Тогда основными будут затраты на закупку молока и на оплату труда. Кроме того, затраты кооператива будут включать в себя арендную плату, затраты на электроэнергию, моющие средства, транспортные затраты и пр.
Возникает вопрос доступа к финансам!
Доступ к финансам
Вопрос финансирования кооператива является сложным. Ведь его основатели много денег дать не смогут, ведь их у людей на селе нет, а если у кого-то и найдутся, то их собственники захотят получить определенные гарантии.
С гарантиями в кооперативе сложно, ведь он работает по принципу: один член – один голос. В этом как раз и заключается его главное отличие от других организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Что же касается кредитов, то проблема заключается не только в том, что они дорогие. На практике новосозданному кооперативу крайне сложно получить заем даже под высокие проценты из-за отсутствия как залога, так и кредитной истории. Именно отсутствие денег и является первым мощным сдерживающим фактором для развития кооперации на селе.
Если на этом этапе не найдется никого, кто поможет кооперативу, то на том, как правило, все и закончится. Иногда кооперативу помогают перерабатывающее предприятие, сельсовет, областной бюджет, кто-то из местных депутатов, один из международных проектов технической помощи и пр. Но чаще всего ему не помогает никто. Поэтому в большинстве случаев кооператив просто не создается, а если и создается, то зачастую лишь на бумаге. Как упоминалось выше, даже согласно с официальными данными, сейчас в Украине из 1022 кооперативов работают лишь 613.
Как работают – это еще один непростой вопрос. Если мы действительно хотим, чтобы обслуживающая кооперация развивалась в Украине, то должны оказывать селу государственную помощь. Причем действенную и на постоянной основе, а не так, как сейчас – время от времени и преимущественно накануне очередных выборов – президентских, парламентских или в местные органы власти.
Государство должно иметь долгосрочную политику развития кооперации на селе и устойчивые правила игры. Если нет возможности помочь больше, давайте поможем меньше, но люди должны понимать, кто и на какую поддержку имеет право в соответствии с действующим законодательством, и быть уверены, что они ее получат. Значит, возникает вопрос равного доступа к этой поддержке и прозрачных правил игры. Поддержка «на конкурсной основе» ничего не изменит. Деньги будут потрачены, а состояние кооперации останется таким, как есть.
Административные затраты и размеры бизнеса
Допустим, что кооператив закупает молоко по 2.50 грн. за 1 кг, а продает его за 3 грн. То есть, разница составляет 50 коп. Допустим также, что в кооперативе вначале работают лишь два человека: председатель кооператива (он же принимает молоко) и главный бухгалтер. Пускай затраты на оплату труда вначале составляют 4000 грн. в месяц (собственно зарплата этих двух лиц плюс начисления на зарплату). Допустим, что каждый сдатчик в среднем приносит 10 кг молока в день. Тогда с каждого сдатчика кооператив будет получать в среднем 10 кг * 50 коп. = 5 грн./день или 150 грн./мес. Таким образом, лишь для того, чтобы иметь средства на оплату труда 2-х штатных сотрудников кооператива (председателя и бухгалтера) в сумме 4000 грн., кооператив должен иметь ежедневно 4000/150 = 27 сдатчиков.
Напомним, что мы рассматриваем самый простой и самый дешевый вариант, когда танк и минимум оборудования перерабатывающим заводом предоставлено бесплатно, председатель выполняет самостоятельно все функции, включительно с приемом молока и пр. Мы также не учли целый ряд затрат (например, затраты на аренду помещения, затраты на электроэнергию, на моющие средства, на приобретение бойлера и пр.). Не учтены также затраты на оплату налогов. Кроме того, следует принять во внимание, что мало кто сдает молоко ежедневно.
Учитывая все выше сказанное, а также практический опыт автора, можно сделать вывод, что говорить об основании молочного обслуживающего кооператива, когда количество желающих меньше 50 членов, вообще не имеет смысла. При этом следует отдельно отметить, что закупки молока у населения по ценам выше рыночных в таком кооперативе будут принципиально невозможными. В этом случае людей можно будет мотивировать лишь возможностью закупать концкорма и другие ресурсы по ценам ниже рыночных и/или самой возможностью сдавать молоко, если раньше его вообще никто не закупал.
То есть, необходимость объединить хотя бы 50 лиц для создания кооператива является вторым фактором, сдерживающим развитие кооперации.
Конкуренция
Собирать молоко может не только кооператив. Собирать молоко может, скажем, частный предприниматель. Даже если он зарегистрирован официально, то его административные затраты непременно будут меньшими (по крайней мере, потому, что ему не нужен бухгалтер).
Если же предприниматель работает неофициально (а такое случается нередко), то он вообще находится вне конкуренции, поскольку ему не нужен приемный пункт (проехал по селам, собрал молоко на молоковоз, завез на завод и имеет «свежую» копейку). При таких условиях кооператив сможет существовать лишь до тех пор, пока в Украине будет иметь место дефицит молока (хотя бы, сезонный).
Таким образом, для успешной деятельности молочных кооперативов (впрочем, как и любого другого бизнеса в сфере заготовки молока), необходимо устранить с рынка недобросовестных конкурентов, обеспечить соблюдение требований действующего законодательства относительно закупок молока у населения. И то, что это до сих пор не сделано, является третьим сдерживающим фактором.
Выводы
Учитывая все сказанное выше, можно сделать следующие выводы о жизнеспособности молочной обслуживающей кооперации в Украине:
1. Идея создания кооператива может быть жизнеспособной лишь при условии, если кооператив способен обеспечить интересную для переработчика партию молока надлежащего качества;
2. Количество членов кооператива не может быть меньше 50 лиц.
При этом для обеспечения развития такой кооперации необходимо устранить ряд ограничивающих факторов, в частности:
обеспечить доступ кооперативов к финансам (при поддержке государства, перерабатывающих предприятий, местных бюджетов и других заинтересованных сторон);
устранить недобросовестную конкуренцию путем обеспечения выполнения требований действующего законодательства относительно заготовки молока у населения.
|