Издание Heritage Foundation (фонд Наследие) — стратегического исследовательского института США, основанного в 1973 году и занимающегося широким спектром исследования международной политики, опубликовало очередной рейтинг свободности экономик мира.
Индекс экономической свободы зависит от степени открытости рынков, от того, насколько эффективны и как выполняются законы, от численности и коррумпированности чиновников и контролирующих органов, от уровня свобод: денежной, финансовой, бизнеса и труда.
В отчете отмечается, что за последний год ситуация с экономической свободой в мире в целом стала хуже. Эксперты связывают это, прежде всего с огромным государственным вмешательством на фоне кризиса.
«Правительства объясняют такие траты необходимостью вновь запустить экономический рост, но это не работает, – говорит президент Heritage Foundation Эдвин Фелнер. – Мы считаем, что пришло время дать шанс рынку показать, на что он способен».
Эксперты отметили сворачивание экономических свобод в Северной Америке и Европе. При этом обратный процесс зафиксирован во многих азиатских странах и многих государствах центральной и южной Африки.
18-й год подряд Гонконг сохранил за собой звание самой свободной экономики мира. В отчете отмечено, что введение гонконгскими властями минимальной зарплаты, «немного подвинуло лидера в направлении более бюрократизированной экономики». Второе место в рейтинге занял Сингапур, сокративший отставание от лидера.
Маврикий стал первой африканской страной, вошедшей в топ-10 самых свободных экономик мира. Его рейтинг вырос на 0,8 по сравнению с прошлым годом в связи с улучшением в сфере прав собственности, денежной свободы и управления государственными расходами. Эта островная страна является, по сути, офшором. Рост ВВП Маврикия с 1997 года на треть выше, чем у Великобритании (14-е место рейтинга, что на две ступени выше, чем в прошлом рейтинге).
Соединенные Штаты в рейтинге заняли 10 место, переместившись с 9 -го в прошлом году.
Самая мощная развивающаяся экономика мира – Китай – опустился на три строчки вниз с 135 на 138 место.
Самой свободной экономикой среди бывших советских республик признана Эстония, занявшая 16 место, обошедшая в рейтинге Финляндию, Швецию и Германию и попавшая вместе с Литвой (23-е место) в группу "В основном свободных экономик”.
В группе "Умеренно свободных экономик” расположились Грузия (34), Армения (39), Латвия (56), Казахстан (65), Кыргызстан (88). В группу "В основном несвободных экономик” попали Азербайджан (91), Молдова (124), Таджикистан (129) и Россия, расположившаяся на 144 месте в нижней части данной категории.
И в низшую категорию "Репрессивных экономик” попали Беларусь (153), Украина (163), Узбекистан (164) и Туркменистан (168).
Общий балл экономической свободы Гонконга является наивысшим и составляет 89,9, что на 0,2 выше, чем в прошлом году. Повышение связано с улучшениями в свободе от коррупции и в контроле государственных расходов, которые были частично компенсированы небольшим снижением денежной свободы.
Гонконг продемонстрировал высокую степень устойчивости во время продолжающегося мирового хаоса и остается одним из самых конкурентоспособных финансовых и деловых центров мира. Высококачественная правовая база, которая обеспечивает эффективную защиту прав собственности и решительную поддержку верховенства закона, продолжает оставаться краеугольным камнем силы для динамично развивающейся экономики города. Существует нетерпимость к коррупции.
Нормативная эффективность и открытость для мировой торговли решительно поддержанная предпринимательским динамизмом, в то время как общую макроэкономическую стабильность уменьшает неопределенность. Экономическое взаимодействие с Китаем стало более интенсивным и сложным, в основном за счет укрепления финансовых связей, и финансовые рынки очень хорошо капитализированы. Хотя Гонконг сохраняет свой рейтинг самой свободной экономики мира, со второй половины 2010 года осуществляется политика перехода экономики немного в сторону большего регулирования, в частности, создание минимального размера оплаты труда.
Но нам до Гонконга еще очень далеко: к примеру, ВВП Гонконга вроде бы почти равен ВВП Украины (325,8 млрд. $ — Гонконг и 305,2 млрд. $ — Украина), но население Гонконга – 7,1 млн. человек, а Украины – 45,5 млн. человек. Видимо, Украина достигнет уровня Гонконга, когда ее население сократится до 7 млн. человек (или вообще исчезнет) благодаря продолжающейся политике убийства собственного народа и территория сократится до территории Гонконга (т.е. перестанет существовать как якобы независимое государство).
У России пока нет перспектив
За год Россия опустилась на одну строчку ниже, в то время как ее бывшие соседи по рейтингу — некоторые азиатские и африканские страны — продвинулись вверх. Ситуация с экономическими свободами в России за минувший год практически не изменилась. Россия занимает 41-е место из 43 стран Европы, и ее общий балл (50,5) ниже средних мировых и региональных баллов.
Эксперты Heritage Foundation отметили значительное улучшение показателя свободы ведения бизнеса. Однако это не позволило улучшить положение страны в рейтинге, так как в то же время было отмечено значительное ухудшение показателей контроля над госрасходами.
«За последние годы российское правительство продемонстрировало недостаточно усилий – если вообще пыталось что-то сделать – в области экономических реформ», – говорится в комментарии составителей к рейтингу.
Несмотря на то, что значительные прибыли от углеводородов поддерживали экономику на плаву, долгосрочные перспективы, по мнению экспертов, остаются призрачными.
«Масштабное государственное вмешательство в экономику заглушает динамизм частного сектора», — говорится в докладе. Авторы отмечают, что преградой на пути иностранных инвестиций остаются непоследовательность и запутанность бюрократических процедур и правил. «Недостаток конкуренции ведет к росту цен. Расходы бюджета увеличивались, при этом траты были непрозрачны, а контроль за ними недостаточен. Бюджет стал еще сильнее зависеть от цен на нефть», – говорится в исследовании.
Повсеместная коррупция и ограниченное уважение прав собственности подрывает верховенство закона, повышая неопределенность и инвестиционные риски. Высокой степенью централизации правительство России ужесточило контроль над гражданским обществом. Дмитрий Медведев был избран президентом в марте 2008 года, но бывший президент Владимир Путин остается премьер-министром и лидером правящей партии 'Единая Россия и недавно созданного «Народного фронта».
Правовой базе России не до нужд современной рыночной экономики. Верховенство закона не сильно поддерживается по всей стране, и судебная власть не является независимой от политического давления и не последовательна в применении закона. Защита прав частной собственности является слабой, и контракты, не всегда безопасны. Нарушение прав интеллектуальной собственности продолжается. Коррупция остается серьезной проблемой.
Ставка налога с доходов — 13 %, а ставка налога на прибыль составляет 20 %. Прочие налоги, включая налог на добавленную стоимость (НДС) и экологический налог поднимают общую налоговую нагрузку до размера 34,4 % от общего объема внутренних доходов. Государственные расходы увеличились до уровня, эквивалентного 41 % ВВП, двигая баланс бюджета к дефициту. Государственный долг колеблется на уровне около 11 % от общего объема внутреннего производства.
Деловая среда улучшилась лишь незначительно, и регулирование остается обременительным. Бюрократические препоны и непоследовательное соблюдение нормативных положений придает значительную неопределенность в предпринимательских решениях. Устаревший трудовой кодекс продолжает ограничивать занятость и рост производительности труда. Государство влияет на цены посредством немалых субсидий и многочисленных государственных предприятий. Украина – последняя в Европе
С показателем 46,1 Украина попала в низшую категорию «репрессивных экономик» и при этом оказалась на последнем месте в рейтинге среди 43 европейских стран. Составители рейтинга считают, что основы экономической свободы хрупки и распределены по стране неравномерно.
«Слабая защита прав собственности и широко распространенная коррупция отбивают охоту заниматься предпринимательской деятельностью и значительно подрывают перспективы долгосрочного экономического развития», – сказано в докладе о положении на Украине.
При этом отмечается, что судебная система в стране не свободна от политического вмешательства.
После нескольких лет стабильного роста экономическая жизнеспособность Украины ухудшилась, отчасти из-за глобального экономического спада, а также из-за вялых усилий по совершенствованию нормативной эффективности и открытости рынка для международных инвестиций. Финансовый сектор не развит достаточно, чтобы обеспечить необходимый кредит для расширения частного сектора и нормативно-правовая база остается непрозрачной и обременительной. Последние крупные бюджетные дефициты напрягли государственные финансы, поставив Украину перед проблемой восстановления устойчивого уровня государственных расходов.
Украина получила независимость после распада Советского Союза в 1991 году. Президент Украины Виктор Янукович от Партии регионов, избранный в январе 2010 года, пошел на сближение с Россией, преследование политической оппозиции, и ограничение свободы прессы. Срок аренды военно-морской базы Черноморского флота России был продлен до 2042 года в обмен на скидку России по газу. Однако цены на газ для Украины остаются одними из самых высоких. Парламент отверг планы по вступлению в НАТО, но Украина присоединилась к Всемирной торговой организации в 2008 году и к Восточному партнерству Европейского Союза в 2009 году. У Украины хорошо развитая промышленность, богатые сельскохозяйственные угодья, а также значительные природные ресурсы. Территория Украины также является важным маршрутом для экспорта нефти и газа из России в Западную Европу.
Коррупция и вмешательство государства в экономику по-прежнему подрывают экономический рост. Украина является крупным перевалочным пунктом, местом хранения, и рынком сбыта для незаконных оптических носителей производства России и других стран. Коррупция пронизывает все уровни исполнительной власти.
Ставка налога с доходов — 17 %, а ставка налога на прибыль составляет 23 %. Прочие налоги, включая налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на имущество поднимают общую налоговую нагрузку до размера 36,9 % от общего объема внутренних доходов. Государственные расходы выросли до уровня, эквивалентного 48,5 % ВВП. Дефицит бюджета составил более 3 % ВВП в последние годы, а государственный долг достиг 40 % от общего объема внутреннего производства.
Несмотря на прогресс в реформе регулирования, существующие сложности зачастую создают неопределенность в коммерческих сделках. Запуск бизнес-процесса был упрощен, но на оформление лицензий уходит по-прежнему много времени и стоят они на порядок дороже среднего уровня годового дохода. Трудовой кодекс устарел и не хватает гибкости. Правительство влияет на цены посредством государственных предприятий. Валютная стабильность остается слабой.
Слабое развитие инвестиционной базы и бюрократические требования сдерживают рост столь необходимых частных инвестиций. Экономика, основанная на наличных, страдает в первую очередь от отсутствия достаточной капитализации. Большое количество неработающих кредитов по-прежнему является тормозом для банковской системы.
Замыкают рейтинг Куба (177), Зимбабве (178) и Северная Корея (179).
|