«Человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра», – писал выдающийся голландский философ Йохан Хёйзинга в книге «Человек играющий». Среди игрушек важнейшее место в жизни человека, несомненно, занимает кукла: она сопровождает своего хозяина с самого его рождения, а после смерти замещает его.
В начале XIX века французский писатель Шарль Маньен придумал такую историю: у Каина и Авеля была сестра; ее мать, Ева, кормила дочку, брала на руки и нежно баюкала, а девочка подняла веточку и так же ухаживала за ней. Так и появилась первая кукла. Правда, многие возражали, что этот рассказ слишком наивен, чтобы походить на правду.
Каково же было изумление ученых, которые два столетия спустя увидели в девственных лесах Гвинеи юную самочку шимпанзе: она ухаживала за палочкой точно так же, как ее мать заботилась о своей младшей умирающей дочке.
«Молодые самки диких шимпанзе (намного реже – самцы) играют в куклы, и такими куклами им служат палочки и кусочки коры, – говорит Соня Каленберг, сотрудник биологического отделения Колледжа Бейтс в Льюистоне (штат Мэн), которая вместе со своим коллегой Ричардом Врангамом 14 лет наблюдает за шимпанзе в национальном парке Кибале. – Обезьяны повсюду таскают этих кукол с собой, берут на ночь в гнездо, а иногда даже строят для них отдельное гнездышко; никогда не используют как орудия». От палочек-орудий куклы-палочки отличаются и по форме. Интересно, что у самок игры в «дочки-матери» прекращаются с рождением первенца.
Так что миф Шарля Маньена о происхождении куклы оказался правдоподобным. А вот миф о том, что в куклы играют только люди, – разрушен.
|