Определить, какая страна наиболее эффективна в сфере туризма, ограничиваясь количеством иностранных гостей в стране – не совсем корректно, точнее совсем некорректно.
По этому показателю Франция лидер и претендует на первое место в мире с почти 90 миллионами туристов в год. В Европе по количеству приезжающих сопоставима только Испания. Италия на третьем месте, так же, как и Великобритания, которую посещает менее 40 миллионов путешественников и так далее.
Количество туристов на одного обывателя
Прежде всего, необходимо устранить эффект размера страны, т. е. масштабировать и определить количество приезжих к местному населению, чтобы сравнение имело смысл. Этот показатель сразу нарушает установленный порядок лидерства. Две страны выделяются особенно. Первым стало популярное летнее направление - Хорватия. Страна извлекает выгоду из своего географического положения, климата, крупных инвестиций в туристическую инфраструктуру проводимых с начала 2000-х годов, вступления в Европейский Союз в 2013 году и недавние политические волнения в странах в Северной Африке. Наряду с этим, ведущее зимнее направление, Австрия, и его неповторимая лыжная инфраструктура делают страну ведущим лыжным направлением в мире. Хорватия и Австрия, таким образом, принимают более 3 туристов на каждого жителя. Греция находится на 3-м месте с более чем 2,5 туристов на каждого жителя, в то время, как например Франция оказывается только на 7-м месте с 1,3 туристами на одного жителя. В нижней части списка три страны принимают значительно меньше посетителей, чем их население: Великобритания, Польша и Германия.
Доходы от туризма и ВВП
Второй подводный камень, которого необходимо учитывать при оценке эффективности это доходы от туризма, которые получает страна. И для более корректного сравнения, опять-таки, необходимо связать эти доходы с ВВП. Это хороший способ для определения стран, которые являются более специализированными или более эффективными с точки зрения туризма. Например, в Хорватии, доходы от туризма составляют почти 20% ВВП страны, но это скорее свидетельствует об относительно небольшом размере экономики в целом, которая моно-специализирована на туризме, чем об эффективности тур сектора. Аналогичным образом, на другом конце спектра позиция Германии является отличительной чертой недостаточно развитого туристического сектора и экономики с очень широкой отраслевой базой. С другой стороны, 8-е место Франции свидетельствует скорее невысокой эффективности, учитывая факт, что страна извлекает выгоду из двух тур сезонов - летом и зимой, усиленного в дополнение деловым туризмом. Так же невысокую эффективность по этому показателю разделяет и Италия.
Доход на одного туриста
Средний доход, полученный на одного туриста так же ключевой. Этот показатель так же переворачивает привычный рейтинг с ног на голову. На этот раз лидирует Соединенное Королевство, с доходом более 1 150 Евро на одного туристов, опережая по этому показателю Португалию и Германию. Привычный лидер, Франция опять-таки находится в середине рейтинга с доходом на одного туриста в 618 евро. На этот показатель влияют и транзитные туристы, например жители Северной Европы, англичане, немцы, бельгийцы и голландцы, путешествуя в Испанию или Португалию, пересекая Францию, остаются на одну ночь с минимальными расходами.
Таким образом, учитывая три вышеизложенных показателя эффективности - число туристов на душу населения, общие доходы от туризма к ВВП и средний доход на одного туриста – Португалия выходит на первое место, Хорватия и Испания завершают подиум лидеров. Австрия и Греция входят в пятерку. Франция оказывается на скромном 7-м месте с образом страны, которая не в полной мере использует свой туристический потенциал, точно так же, как Италия с 10-м местом. Обе страны, Франция и Италия имеют самое богатое культурное наследие, но, судя по всему, не используют эту историческую привилегию достаточно эффективно.
|