Далеко за морями есть удивительная страна. Там, высоко в горах растут могучие деревья. Орешками с их крепких шишек лакомились еще динозавры. И сегодня не просто так ливанский кедр является главным символом страны.
Раннее утро приносит некоторое понимание ситуации. И вызывает массу других вопросов.
Прямо перед окном на небольшой площади стоит огромная украшенная светящимися гирляндами елка. Она искусственная и как потом оказалось полая внутри. Внутреннее помещение используется как небольшой зал, где представлены инсталляции на тему библейских сюжетов.
Рядом с елкой местная управа. Городок Духур-аш-Шувейр находится в регионе Мухафаза Горный Ливан. Переводится как что-то там на вершине горы. В данном случае на той самой горе оказались туристы с Украины.
Позади елки стоит православная церковь. Сколько ей лет определить сложно. Потому что технологии строительства похоже за последние десятилетия или даже столетия особо не изменились. А действительно, чего менять? Камень он и на востоке камень.
Городок в стране довольно знаменитый. Именно в Духур-аш-Шувейре греко-католический монах Абдалла Захер создал в монастыре святого Иоанна печатный станок с использованием арабского языка. И в 1734 году напечатал первую книгу. Это родина основателя сирийской социал-националистической партии Антона Саадеха. Здесь родился Таниос Боу-Надер Хнейсер, прародитель одной из разновидностей фольклорного танца.
Сегодня же городок, судя по многочисленным виллам, населен очень даже небедными жителями. Такова местная традиция. Обеспеченные возле моря не живут.
Духур-аш-Шувейр почти чисто христианский городок. Половина населения исповедует православие, а другая часть католики. Последние представлены двумя ветвями, мелкитами и маронитами. Вообще Ливан самая христианская из мусульманских стран. 41% населения это шииты, 27% - суниты, 16% - марониты, 9% - другие христианские течения и 7% - друзы.
Рождественские венки, елки и свечи буквально на каждом шагу. И это как-то непривычно. В своей стране такого не увидишь. Отель One to One не является исключением. Обязательная богато украшенная игрушками елка установлена прямо в холле. А на стойке администратора гостей встречает местный Дед Мороз в обнимку с национальным флагом.
Отель небольшой, на сорок номеров. Официально насчитывается пять этажей. Но, разобраться что на каком находится непросто. Здание стоит на склоне. Как принято в стоимость проживания включен завтрак в ресторане.
Его передняя, обращенная к площади стена, полностью стеклянная. Так что можно попутно созерцать ленивое течение местной жизни. Завтрак европейский. То есть очень скромный. Поджаренная сосиска, омлет, сыр, да несколько плошек салата. И на десерт варенье. Любители покушать будут огорчены.
Тем временем ко входу подкатывает автобус. Небольшой. Такие еще называют миди-бусами. Как показывает практика большому транспорту на местных горных дорогах приходится очень несладко. Данный вид транспорта как раз оптимальная золотая серединка.
Несколько минут на посадку и в путь. Дороги в Ливане в большинстве своем неширокие, но хорошие. Вот только ездить по ним весьма не просто. Во-первых это сплошные горные серпантины. Во-вторых огромное количество машин. И, наконец, характер местных водителей. Чтобы управлять автомобилем в этой стране необходимо иметь воистину олимпийское спокойствие. Как, например, в данном конкретном случае.
Тем временем за окном одна картинка стремительно меняется на другую. И если вначале на самом верху кроме вилл можно еще было увидеть нетронутый сосновый лес, то потом его сменяют обшарпанные железобетонные коробки домов. В основном это трех-пятиэтажные строения. По типу поздних хрущевок. Даже современные церкви из того же унылого материала.
Первые этажи часто занимают небольшие магазинчики. Зачастую это такие сельские минимаркеты. В которых можно купить все. Или почти все. Недостающее вам привезут по специальному заказу. И за отдельную плату.
Наконец автобус выруливает на прибрежную магистраль. Она широкая. По три ряда в каждом направлении. Однако и здесь расслабление не наступает. Такое ощущение, что на местных водителей напало массовое помешательство. Гонки на выживание. Не отходя от кассы. По городу.
Оказывается это таки действительно требуемый населенный пункт. Почти приехали. Съезд с шоссе и короткая остановка на выяснение обстоятельств у полицейского контроль-пропускного пункта. Дело в том, что в старинную часть города пускают только местных и туристов. Это значительно облегчает движение. Далее еще несколько минут и все, приехали.
Древняя цитадель некогда являлась центром легендарного города Библос. Ныне он называется Джебейль. И является административным центром одноименного района в провинции Горный Ливан. Расположен в тридцати семи километрах на север от Бейрута.
Каков его возраст никто не знает. Считается, что не менее 7000 лет. Хотя некоторые археологические находки говорят о том, что еще 10 000 лет назад на этом месте уже существовало поселение. Таким образом можно смело утверждать, - Библос один из старейших известных городов на Земле.
Попасть в крепость не просто. Вход надежно укреплен. Через мощнейший турникет прорваться можно только на танке. И все это говорит о том, что за удовольствие надо платить. Электронная система пропуска не даст охране ни малейшего шанса использовать объект в своих корыстных целях.
Еще одно препятствие находится сразу за воротами. Дорожки вымощены морской галькой. Смотрится красиво. Однако, подниматься по ней не просто. Особенно когда моросит дождь. Легко можно навернуться. Причем серьезно.
Сама крепость в плане имеет форму слегка обезображенного квадрата. По углам расположены выступающие опять-таки квадратные башни. В центре, - традиционная башня донжон. Сторона, обращенная к морю гораздо более мощная по сравнению с остальными. На дальней от входа угловой башне находится площадка обозрения. Еще одна на самом верху цитадели. Оттуда наверняка открывается шикарный вид. Но лезть в такой дождь, а главное ветер, нет никакого желания. Тем более, что и с этой высоты все прекрасно видно.
Вокруг крепости раскинулись развалины древнего города. Среди них выделяется совершенно целое строение с красной черепичной крышей, стоящее вдалеке у моря. Это дом одного из местных правителей Отмана Эль-Хуссами. Построен в девятнадцатом веке. И подтверждает известную мудрость, о том, что любая власть получает все наилучшее. В том числе и место под солнцем.
Сами древние стены, - это последняя версия, возведенная крестоносцами в двенадцатом веке. Но на старом фундаменте и с использованием материала от прежних построек. Что особенно хорошо видно в самом низу. Даже непонятно зачем были вмурованы какие-то странного вида каменные колеса. Оказывается это античные колонны.
Во все стороны от крепости расходятся тропинки. Но гуляя по ним следует проявлять осторожность. Потому, что, можно свалиться в одну из глубоких ям. На самом деле это могилы финикийских царей. Там, в самом низу находились величественные саркофаги. Самый впечатляющий своими размерами - царя Аби-Шему. Его вес составляет несколько тонн. Интересно, как его опускали на такую глубину.
Есть в древнем Библосе и другие дыры, ведущие в глубь земли. Наиболее знаменитая из них, - Царский Колодец, в котором, по легенде, собрались слезы Изиды, оплакивающей одного из величайших богов Древнего Мира Осириса. Который, говорят захоронен тоже где-то здесь.
Между крепостью и морем на высоком утесе стоят колонны древнего храма и остатки небольшого римского театра. Возникает вопрос, - почему именно здесь? То есть между потенциальным неприятелем и оборонительным сооружением. Или же с надеждой, что бог поможет? По принципу, божье слово конечно хорошо. А в паре с пистолетом еще лучше. В смысле, что крепость позади наилучшая гарантия безопасности.
Еще одна изюминка находится прямо на улице этого археологического заповедника. Вдоль крепостной стены от моря куда-то вглубь кварталов тянутся узкоколейная железная дорога. Интересно, что у нее не только рельсы железные, но и шпалы.
Кстати, поезда в Ливане действительно ходили начиная с начала прошлого столетия. И тогда реально можно было проехать с Европы в Африку. Но с началом гражданской войны в конце сороковых годов был взорван тоннель Рош-Ханикра. Еще некоторое время существовало пассажирское пригородное сообщения между Бейрутом и Триполи. Окончательно все заглохло в конце восьмидесятых. Остались только ржавые рельсы.
Но Библос это не только крепость и развалины. От цитадели по склонам разбегаются узкие улочки. Они сохранили традиционную архитектуру прошлых столетий. Прямо напротив входа в крепость стоит мечеть султана Абдула. В нескольких метрах от нее начинается главная “сувенирная” улица старого города.
Каждый дом имеет магазинчик или кафе. И не смотря на то, что большинство товара это подделки для легковерных туристов, поискав можно найти действительно интересную вещь. Главное не торопится.
Улица выводит на своеобразную площадь, где стоит самая высокая в Ливане рождественская елка. Ее высота тридцать метров. А внутри традиционная инсталляция на тему библейских сюжетов. Не зря она попала в топ двадцатку самых захватывающих елок в мире.
Интересно и место, где стоит эта колючая красавица. По сути это бывшее речное русло. Сама река упрятана в трубу под землю. И теперь здесь находится очень популярная зона развлечений и торговли. Сейчас стоят палатки рождественского базара.
По обе стороны бывшей реки тянется аллея экзотических деревьев. Их разнообразие поражает. Небольшой ботанический сад в центре города. Особенно впечатляют какие-то колючие древесные чудовища. Ствол, ветки, - все покрыто гигантскими шипами. А на ветвях одновременно можно увидеть и цветы и плоды в виде огромных зеленых груш.
Если от увиденного пересохло во рту, освежить его можно в одном из многочисленных кафе. Настоящий кофе пьют с малюсеньких чашечек. Они в свою очередь находятся в маленьких серебряных подстаканниках. Или их называют подчашечники? Само кофе варят в медной джезве. Она стоит тут же на подносе.
Поражает обилие зелени. В современной части города такого не увидишь. И преимущественно это фруктовые деревья. Но не стоит особенно раскрывать рот. Подавляющее большинство плодов апельсин ужасно горькие на вкус. Вдобавок и кожура у них прямо-таки как броня. Лимоны уже на любителя. А вот если повезет дотянутся до мандарин, значит повезло. Это самое то!
За очередным поворотом открывается удивительное по свое архитектуре строение. Церковь Святого Иоанна Крестителя была построена еще при крестоносцах в 1150 году. Ее архитектура представляет собой удивительную смесь ранней готики, византийского и римского стилей.
Рядом находится очаровательный сквер со старыми оливами, фикусами, лимонами и еще какими-то более экзотическими деревьями. А перед входом вполне нормально себя чувствует выставка современной скульптуры.
Еще немного и улочка выводит к порту. Им удобно любоваться с крыши одного из многочисленных приморских кафе. Лезть по лестнице не надо. Совсем наоборот. Специально для туристов обустроена великолепная смотровая площадка.
Как много веков назад бьются о камни могучие волны. Все также пережидают непогоду в уютной бухте рыбацкие корабли. И ожидает своего времени старый маяк. Кажется что время остановилось. Но, надо спешить к автобусу. Ведь дальше будет продолжение этого увлекательного путешествия.
(Окончание следует)
|