ЗАМОК ФЕНИС
Замок-крепость Фенис, в отличие от других, построен на возвышенности, а не на скале. Многочисленные башенки, придающие архитектурному облику замка необыкновенную гармонию, были пристроены в середине XIV века к уже существовавшей главной крепостной башне. Вплоть до 1716 года замок принадлежал одной из ветвей семьи Шаллан, затем был продан и пришел в запустение: здесь были устроены стойла и сеновал. В 1895 году Альфред д’Антрад приобрел замок и начал его восстановление, законченное Местурино. Сегодня замок является собственностью областной администрации.
Замок в плане пятиугольный с круглыми башенками по углам. Донжон с караульными башенками и проходом окружен двойными крепостными стенами. Войти можно через квадратную башню, в которой был установлен железный заслон, закрывавший проход в случае опасности. Внутренний дворик с полукруглой парадной лестницей и деревянными широкими балконами украшен ценными фресками. На первом этаже можно осмотреть оружейный и обеденный залы, кладовую, кухню, кабинет и контору сборщика налогов, а на втором - часовню, представительский зал и графские покои.
КРЕПОСТЬ БАРД
В 1034 году, в одном из самых ранних упоминаний о вальдостанских замках, крепость называют «неприступным городом». В 1242 году граф Савойский Амадей IV вступил во владение княжеством Бард по настоятельной просьбе местных жителей, уставших от произвола князя Уго ди Бард, который, пользуясь расположением своего замка, ввел непомерные налоги для путешественников и торговцев. С этого момента крепостью управлял род Савойя, державший здесь военный гарнизон.
Замок вновь приобрел важное значение во время наступления французских войск в 1704 году и особенно с прибытием армии Наполеона Бонапарта, в мае 1800 года осадившей крепость. Фортификационные сооружения крепости были настолько эффективны, что наполеоновская армия потратила около двух недель на подавление обороны, и смогла взять ее только хитростью. Позже Наполеон решил срыть крепость, чтобы избежать возможных неприятностей в будущем. Нынешнее здание – крепость, восстановленная в эпоху Реставрации, в 1830 году ставшая самой крупной военной структурой Валле д’Аосты. В конце XIX века она пришла в упадок, будучи местом ссылки, а позже складом боеприпасов.
В 1990 году крепость стала собственностью региона Валле д’Аоста. В здании, полная реставрация которого закончилась в 2006 году, теперь находится Музей Альп с постоянными и временными экспозициями.
ЗАМОК ВЕРРЕС
Надпись готическими буквами подтверждает, что Иблето ди Шаллан закончил строительство замка в 1390 году. Позже оборонные сооружения были перестроены и приспособлены к использованию огнестрельного оружия. Так появилась крепостная стена с бойницами и многоугольными башенками, у въезда в замок были установлены ворота с амбразурами и подъемный мост. Кроме того, в стенах были открыты новые окна с крестовинами и новые арочные двери в мавританском стиле, явное испанское влияние; тогда же замок был заново обставлен. После смерти Ренато ди Шаллан (1565 год), не имевшего наследников мужского пола, замок был отчужден в пользу семьи Савойи.
В 1661 году герцог Карло Эмануэле II приказал перевезти вооружение в крепость Бард – стратегический пункт обороны региона. Семья Шаллан вернула себе крепость в 1696 году и владела ею до угасания династии в начале XIX века. К тому времени замок стоял заброшенным в течение почти двух веков: частично провалившаяся крыша была полностью разрушена, что позволяло уклоняться от уплаты налогов в казну, поэтому верхние этажи были открыты всем ветрам и заросли сорняками. Своим спасением этот замок, так же как замки Иссонь и Фенис, обязан группе пьемонтской интеллигенции, объединенной интересом к Средневековью.
Между наружными воротами крепостной стены и входом в замок находится караульный корпус. Внутренний двор замка окружает трёхэтажное здание с монументальной парадной лестницей на арочных контрфорсах. Геометрические пропорции и скромность декоративных элементов отвечают военному предназначению здания.
Среди помещений наибольший интерес представляет оружейный зал со стрельчатым сводом: в нем есть два монументальных камина с фигурными опорами. Двойная каменная кладка и другие признаки, обнаруженные во время недавней реставрации, указывают на то, что замок несколько раз перестраивался. С третьего этажа (недоступного для посетителей) по деревянной лестнице можно было подняться к ярусу с навесными бойницами.
Ежегодно в замке проходит Исторический карнавал Веррес, сценарий которого напоминает истории и легенды из жизни графини Катерины де Шаллан.
ЗАМОК САРРИО ДЕ ЛА ТУР
Происхождение замка в Сен-Пьере неизвестно. Самые старые постройки – часовня и центральная башня с квадратным основанием, окруженная каменными крепостными стенами, имеют традиционную форму вальдостанских замков X-XII веков. В 1420 году рядом с башней было добавлено несколько пристроек, сооружена винтовая лестница башни и крестообразные каменные окна, характерные для Валле д’Аосты XV векa. В 1478 году была перестроена часовня, по этому случаю была выполнена внешняя роспись с изображениями Распятия и Святого Кристофора и построена небольшая колокольня.
Во второй половине XV века к крепостной стене были пристроены башни, а в восточной стене появился новый вход в замок – портал со стрельчатым сводом.
Разная высота помещений подтверждает, что здание перестраивалось еще несколько раз. В XVI веке было возведено крыло, которое в настоящее время является частью восточного фасада, башня северного крыла относится к XVII веку, а некоторые фрагменты стенной росписи и камин с лепными украшениями – к первой половине XVIII века. Замок оставался собственностью семьи Саррио де Ла Тур до 1923 года, а затем перешел к семье Бенса из Генуи . С 1970 года он принадлежит администрации региона.
ЗАМОК ЭНТРО
Замок Энтро, возвышающийся на скале между суровых ущелий горных рек Савара и Дора ди Рем (название Энтро означает «между вод») был построен, скорее всего, в XIII веке; и, возможно, вначале представлял собой квадратную главную башню, окруженную крепостной стеной. Позже он перестраивался, а вследствие изменений XV века приобрел многоугольную, почти округлую форму, отличающую его от других вальдостанских замков.
Замок сильно пострадал во время двух разрушительных пожаров во второй половине XIX века и был восстановлен в начале XX тогдашним владельцем, кавалером Гонелла, который воспользовался услугами архитектора Джованни Шевалле.
Замок - собственность графа Караччиоло ди Бриенца, предоставленная им в безвозмездное пользование коммуне Энтро, управление замка поручено Фонду Гран Парадиз, который заведует музеем.
Для посещений открыты первый этаж и парк.
ЗАМОК ИССОНЬ
Первоначально собственность епископов Аосты, перестроенный и расширенный Иблето ди Шаллан около 1400 года – замок Иссонь обрел свой нынешний облик между 1490 и 1510 гг., благодаря Джоржио ди Шаллану, настоятелю монастыря Сант-Орсо, который сделал его роскошным по тем временам жилищем для кузины Маргериты де Ла Шамбр и своего сына Филиберто. Эта реставрация превратила замок Иссонь в великолепную резиденцию эпохи Возрождения. После нескольких перемен собственников в 1872 году он был приобретен художником Витторио Авондо, который восстановил и подарил его государству в 1907 году. В настоящее время замок принадлежит областной администрации.
Вход во дворец через двор, в котором представлены гербы семьи Шаллан и их родственников. В центре двора находится знаменитый Гранатовый фонтан (символ семьи Шаллан) из кованого железа. Люнетты портика украшены фресками, изображающими сцены повседневной жизни.
В помещениях замка можно осмотреть: на первом этаже – обеденный зал, кухню, баронский зал с красивым каменным камином и росписями, изображающими пейзажи, сцены охоты и Суд Париса; на втором этаже – часовню с тонко декорированными арочными сводами, фресками и готическим деревянным алтарем с фламандским триптихом, комнаты графини с молельней, украшенной росписью; на третьем этаже – комнату «короля Франции» с кессонным потолком и камином, комнату «Кавалеров ордена Святого Маврикия» с красивым кессонным потолком, на котором изображен крест ордена.
ЗАМОК УССЕЛЬ
Замок Уссель стоит на живописном скалистом обрыве, над южной частью поселка Шатийон. Построенный по указу Эбало II ди Шаллан в середине XIV века, он символизирует поворотный момент в вальдостанской военной архитектуре. Это первая в Валле д’Аосте моноблочная крепость представляет собой заключительную стадию эволюции средневекового замка и переход от строгости форм Верреса к более современному архитектурному решению замка Фенис.
После того как владение замком много раз переходило от семьи Шаллан к правителям Савойи и обратно, он использовался в качестве тюрьмы и позже был заброшен. В 1983 году хозяин замка, барон Марсель Бик, передал права владения региону, и администрация решила заняться реставрацией и устроить в замке выставочный зал.
Очень красивые окна, разделенные колоннами, украшены цветочными и геометрическими орнаментами. По углам южной стороны (обращенной к горе) - две цилиндрические башенки, изначально соединенные проходом для караула, защищенным зубчатой каменной стеной. Там же на юге – вход, над которым оборудован водосток. На северной, обращенной к Шатийону, стороне – две выступающие четырехугольные башни, а между ними, в центре, возвышается главная башня замка – символ феодальной власти. Внутри сохранились монументальные камины с большими консолями, расположенные по восходящей линии и соединенные единым дымоходом, а также фрагменты лестниц и перекрытий.
До начала реставрации крепость практически разваливалась, но скрупулезные археологические исследования позволили обнаружить и восстановить разрушенные части. Вдоль увенчанных зубцами стен проложен интересный пеший маршрут, оттуда посетитель может полюбоваться равниной Шатийон и ее историческими зданиями.
ЗАМОК САВОЙЯ
Замок королевы Маргериты стоит у подножья горы Колле делла Ранцола, в деревушке Бельведер. Назвали его так, потому что отсюда просматривается вся долина до ледника Лискамм.
Здание было построено между 1899 годом (первый камень заложен 24 августа) и 1904 годом. В 1981 году замок стал собственностью Автономной области Валле д’Аоста.
Архитектор Эмилио Страмуччи, создатель декоративных элементов в стиле нео-барокко Королевского дворца в Турине и Квиринала в Риме, разработал проект замка в средневековом стиле, его называют «ломбардский стиль XV века», как было принято во Франции и Савойе, на исторической родине членов королевской семьи. Центральную прямоугольную часть замка окружают пять разных остроконечных башенок; снаружи здание облицовано обтёсанным серым камнем из карьеров Киаппей (Грессоней), Габи и Верт.
Здание трехэтажное: на первом этаже дневные комнаты, в бельэтаже – королевские апартаменты и на третьем (закрытом для посетителей) этаже – комнаты придворных; в подземелье находятся погреба. От первоначальной обстановки осталось лишь несколько предметов; представлена мебель в эклектическом стиле, который так нравился королеве. Сохранились, тем не менее, украшенные узорами тканевые обои из льна и хлопка. Орнаментальная роспись выполнена молодым живописцем и реставратором Карло Куссетти, позже он работал в новом крыле Королевского замка в Турине. Кессонные потолки, деревянные панели и мебель – работы туринского резчика по дереву Деллера, поставщика королевского двора.
Королева Маргерита, вдова короля Италии Умберто I, жила там летом в течение нескольких лет вплоть до своей смерти в 1925 году.
Другие постройки: Вилла Бельведер, бывшая помещением для гостей и королевской жандармерии, и домик Ромитаджо Кардуччи, поэта, страстного поклонника и певца королевы. У подножья замка разбит скалистый сад с богатой коллекцией альпийских ботанических видов.
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК В САРР
Замок стоит на скале, в поселке Лалекс, над равниной Аосты и дорогой к Монблану, сразу после развилки в направлении Коннь.
Здание было построено в 1710 году на развалинах крепости, которая упоминается в документах 1242 года. После смены нескольких владельцев в 1869 году замок приобрёл король Италии Виктор Эмануил II, который перестроил и использовал его в качестве резиденции во время выездов на охоту в Валле д’Аосту.
Королевский замок в Сарр, ставший частной собственностью Его Величества, превратился в штаб-квартиру, которую король использовал для своих экспедиций в долины Коннь, Рем и Вальсаваранш.
Чтобы обеспечить достойный прием первому королю Италии, в конструкцию здания были внесены некоторые изменения: надстроили башню замка и соорудили новую конюшню. Внутренние помещения были перепланированы, обстановка полностью заменена. Хранителю Королевского дворца в Милане поручили меблировку, и он привёз сюда мебель из других королевских резиденций.
Преемник Виктора Эммануила, Умберто I (1844 -1900гг.), тоже использовал альпийский замок для выездов на охоту. В последние годы своего правления Умберто I уделял особое внимание замку в Сарр и выступил инициатором полного обновления интерьера. По этому случаю, кроме всего прочего, в просторных помещениях были проведены декоративные работы: стены были украшены охотничьими трофеями – рогами горных козлов и серн.
Королева Мария Хосе отдыхала в замке и после упразднения монархии.
В 1989 году, регион Валле д’Аоста приобрел замковый комплекс для последующей реставрации. Сейчас здесь расположен музей «Династия Савойя в Валле д’Аосте».
|